Учетная функция цены заключается в том, что она выступает средством учета общественно полезного труда, то есть величины, которая наряду с общественное нормальными затратами на производство и
реализацию учитывает комплекс других факторов, обусловливающих общественную потребность в определенном товаре. Труд, что превышает такой общественный норматив, является бесполезно затраченою пращей. Рынок (потребители) ее не признает.
Цены выполняют распределительную функцию, перераспределяя стоимость прибавочного продукта между производителями в середине отрасли в процессе образования стоимости производства или между отраслями при формировании рыночной стоимости.
Распределять и перераспределять стоимости между отраслями, сферами, социальными группами цены будут и в случае их искусственного отрыва от собственной экономической основы. На протяжении всей истории существования государственной системы цен с ее помощью осуществлялся перераспределение стоимости с сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности в отрасли тяжелой индустрии и машиностроения.
Стимулирующую функцию способны нормально выполнять только экономически обоснованные цены, базирующиеся на рыночной стоимости. Они обеспечивают всем нормально работающим предприятиям возмещения затрат и прибыль, достаточную для хозяйствования на коммерческой основе.
3а таких цен дополнительный доход может образоваться, если индивидуальная себестоимость будет меньше общественной, содержащейся в цене. Стремление получить дополнительный доход, а с ним и предпочтения в потреблении, социальном развитии побуждают производителей к снижению себестоимости производимой продукции, внедрения технико-технологических и организационных нововведений, перехода к выпуску новой продукции с более высокими потребительскими свойствами. Так цены стимулируют НТП, способствуют развитию и совершенствованию производства, росту его эффективности.
Наряду с экономическими рыночная цена выполняет и полную социальную функцию. Уравновешивая купівельноспроможний спрос с имеющейся массой товаров, цена создает экономическую ситуацию, при которой товар всегда есть на полках магазинов и в этом смысле становится рівнодоступним для каждого члена общества. Более того, рыночная цена позволяет устранить такое социальное вредное явление, как неравенство (порой вопиющую) в потреблении жизненных благ, что вызывает постоянную напряженность в обществе.