Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Существует четыре модели рынка: рынок свободной конкуренции, рынок монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии.


1. Рынок свободной (совершенной) конкуренции характеризуется следующими основными чертами:
• наличие на рынке большого числа продавцов и покупателей товара;
• свободный доступ на рынок;
• однородность товара;
• свободное ценообразование под влиянием спроса и предложения.
2. Рынок монополии характеризуется следующими чертами:
• единственный производитель;
• уникальность товара;
• свободное ценообразование;
• доступ на рынок заблокирован. 
Возникновение монополии является исторически неизбежный процесс. Возникновение монополии способствовали процессы концентрации и централизации производства и капитала.
Монополия - это рыночная структура, при которой одно предприятие является единственным производителем товара.
Выделяют монополии закрытого и открытого видов, а также естественные монополии. Закрытая монополия - это монополия, которая защищена от конкуренции на законодательном уровне, при этом предприятие имеет исключительные права на ведение определенного вида деятельности. Открытая монополия - это монополия, которая возникла в результате выхода на рынок с новой продукцией. Естественная монополия представляет собой рыночную ситуацию, при которой минимизация издержек производства единицы продукции достигается при наличии одной единственной фирмы.
Существуют такие формы монополии:
Чистая монополия - это ситуация на рынке, когда в отрасли существует одно предприятие. При чистой монополии следует говорить об уникальности продукта. Кроме этого существуют большие препятствия доступа на рынок. Процесс ценообразования зависит от монополиста. Как правило такая ситуация на рынке связана с естественной монополией, закрытой монополией или с экономией на масштабах производства.
Монопсония - существование на рынке одного покупателя.
Дуопролія - когда в отрасли функционируют лишь два производителя.
Двусторонняя монополия - когда в отрасли есть единственный продавец и единственный покупатель товара.
3. Рынок монополистической конкуренции характрезиується следующими чертами:
• достаточное количество производителей, что способствует свободному ценообразованию;
• доступ на рынок свободный;
• экономическая борьба на основании ценовой и неценовой конкуренции;
• дифференциация продукта.
Рынок монополистической конкуренции сочетает черты, как монопольного рынка, так и конкурентной. При этом данной модели более характерна конкуренция чем монополия.
Отличительной характеристикой монополистической конкреции является дифференциация продукта, как реальная, так и мнимая, которая создается с помощью рекламы, использования торговых марок и др.
На рынке монополистической конкуренции производством продукта занимается большое количество продавцов. Но в связи с тем, что продукция каждого предприятия в глазах потребителей является уникальной этом рынке присущи черты монополии. Контроль над ценами со стороны конкретного предприятия незначительный. Препятствия доступа на рынок продукта незначительны или вообще отсутствуют.
Для рынка монополистической конкуренции характерна экономическая борьба на основании ценовой и неценовой конкуренции.
Ценовая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения издержек производства, снижение цен на товары и услуги без существенного изменения качества и ассортимента товара.
Неценовая конкуренция - это борьба между товаропроизводителями за потребителя путем внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, что влечет за собой улучшение качества продукта и его ассортимента.
4. Рынок олигополии. 
Олигополия - это ситуация на рынке, когда в отрасли существует несколько производителей. При этом доступ на рынок ограничен преградами. Характерной особенностью олигополии является взаимная зависимость производителей друг от друга при решении вопросов ценообразования. В процессе ценообразования при олигополии доминирует договоренность о цене или о разделе рынка сбыта товара.
Характерные особенности олигополистического рынка:
• несколько производителей;
• контроль над ценой товара ограничен взаимной зависимостью;
• существуют препятствия к вступлению на рынок товара;
• продукт как стандартный, так и дифференцированный.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии