Экономические последствия монополии в экономике любой страны могут быть как позитивные, так и негативные. К положительным следует отнести значительные возможности для внедрения в производство
достижений НТП, возможность экономить на масштабах производства при естественной монополии, наличие в экономике государства экономически крепких и стабильных предприятий. Негативными последствиями монополии является установление монопольных цен; ограничение конкуренции; вложение капитала в доходные отрасли, что приводит к уменьшению инвестиций в общественно-необходимые отрасли; затраты значительных ресурсов на поддержание монопольной власти.
С развитием в Украине производственных отношений, которые присущи рыночной экономике, появилась необходимость не только регулировать качество конкуренции, но и гарантировать существование конкурентного механизма в рыночных отношениях. Эта потребность стала довольствоваться с появлением особой правовой формы государственного регулирования экономики - антимонопольного законодательства, нацеленного на то, чтобы не допустить ограничения конкуренции и максимально использовать принцип эффективности экономики в законодательном регулировании. В 2001 году был принят Закон Украины “О защите экономической конкуренции», который вступил в силу со 2 марта 2002 года. Этой закон стал единственным систематизированным нормативным актом, регулирующим отношения монополизма в Украине. В Законе Украины “О защите экономической конкуренции» были учтены недостатки практического применения Закона Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” (1992г.) и Закона Украины “О естественных монополиях” (2002г.), которые утратили силу с принятием нового закона.
Органом, призванным обеспечивать контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в Украине есть Антимонопольный Комитет Украины (АМКУ).
Согласно украинским антимонопольным законодательством запрещено злоупотребление монопольным положением, дискриминация предпринимателей органами власти, установление дискриминационных цен и навязывание условий, которые ставят контрагентов в неравное положение на товарном рынке, антиконкурентные согласованные действия и процессы концентрации, которые могут привести к образованию монополий. Отличительными чертами антимонопольного законодательства Украины является ведение Перечней монопольных образований и регулирования действий, квалифицированных как дискриминация предпринимателей органами власти и самоуправления. Доля рынка при которой предприятие считается монополистом составляет 35 %.
При реализации антимонопольной политики за отсутствия собственного опыта украинский законодатель ориентируется на опыт зарубежных антимонопольных правовых актов. Но вероятно и другое: принципы и практика применения антимонопольного права других стран в полном объеме не отражают современное положение украинской экономики. Поэтому проблема формирования, применения и усовершенствования украинского антимонопольного законодательства, особенно в области государственного регулирования деятельности естественных монополий, требует комплексного научного исследования. Недостаточная правовая и экономическая разработанность данной проблемы препятствует эффективному регулированию экономических отношений в Украине.