Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

С распределением национального дохода связана проблема неравномерности доходов, которая была обусловлена неравенством в распределении собственности на факторы производства, неравенством

людей с точки зрения состояния здоровья, способностей и др. С проблемой неравенства в последнее время связывается такое социальное явление, как бедность. Вообще с началом перестройки в Украине идет стратификация общества: формируется элита, средний класс, бедные, нищие. По данным ООН бедные в Украине были и раньше. Так, в 1990 году их количество приблизилось к 11% населения, но эта бедность имела смягченные формы, ибо все люди были более-менее равны, а бедными считались люди с низкими доходами. Впрочем, никто из них не был бедняком. Сегодня по разным данным бедные в Украине составляют более двух третей населения. По данным, которые приводятся в прессе, так называемый децільний коэффициент, то есть отношение доходов 10% найбагатішого населения к доходам 10% самого бедного населения, составляет в Украине 30:1, в развитых странах он составляет 5(7):1. Причинами роста бедности считаются, во-первых, общеэкономическое состояние страны, во-вторых, неравенство в распределении государственной собственности в процессе приватизации.
Что определяет состояние бедности? Бедность - это долговременное отсутствие ресурсов, которая не может быть компенсирована ни предыдущими сбережениями, ни временным отказом от определенного типа потребления. Критерием бедности некоторое время была граница малообеспеченности. Именно она определяла порог бедности, то есть такой уровень доходов, ниже которого невозможно одновременно обеспечить человеку и минимальный уровень потребления, и удовлетворение простых человеческих потребностей. Следует заметить, что этот показатель (в 2000 году - 118,3 грн.) не был гарантированной нормой защиты от бедности. Он учитывал лишь временные возможности государства по оказанию помощи отдельным гражданам. С 1 апреля 2000 года вместо границы малообеспеченности был введен показатель прожиточного минимума.
Прожиточный минимум - это размер денежных средств, необходимые для поддержания жизнедеятельности человека и восстановления его рабочей силы. Это важный социальный показатель, который разрабатывается практически во всех развитых странах. Однако и прожиточный минимум не является гарантированным государством общим среднемесячным доходом на каждого члена семьи. Он является лишь основой определения минимальной заработной платы, минимальной пенсии, всех видов социальной помощи. Сегодня официально установленный прожиточный минимум в нашей стране равен 598 грн., минимальная заработная плата - 460 грн. С повышением финансовых возможностей государства прожиточный минимум будет расти. Реализация мер по борьбе с бедностью базируется в Украине преимущественно на средствах государственного бюджета. В развитых странах - на средствах государственного бюджета, прибыли предприятий, различных фондов медицинского страхования, пенсионного страхования и др.).
Решение вопросов неравенства и бедности обусловлено не только состоянием экономики, но и государственной политикой в перераспределении национального дохода. В основе этой политики - задача достижения большего равенства в доходах и обеспечения социальной безопасности. Важно отметить, что деятельность государства проявляется как в пределах функционального, так и индивидуального распределения. В первом случае она может вмешиваться в процесс установления цен факторов производства и гарантировать их владельцам доход, отличный от того, который был бы результатом свободной действия рыночного механизма: установление минимума заработной платы; гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию; политика дешевых денег, которая влияет на долгосрочный рынок капитала и др.
Деятельность государства в пределах индивидуального распределения осуществляется с помощью финансовой и социальной политики по следующим направлениям: предоставление коллективных благ и услуг (образование, медицина) бесплатно или по ценам, доступным для низкооплачиваемых категорий людей; компенсационные цены на продукты первой необходимости, которые составляют наибольшую долю расходов наименее обеспеченных людей; дотации определенным группам экономических субъектов (земледельцам, экспортерам, малым предпринимателям); расходы на социальное обеспечение и семейные пособия.
Или может считаться эффективной политика перераспределения, которую осуществляет государство? Однозначного ответа экономическая наука пока не дает, однако она признает необходимость компромисса между эффективностью и равенством. В социальном плане перераспределение рассматривается не столько как передача доходов богатых бедным, сколько как передача власти от индивида государству, как инструмент усиления власти государственной бюрократии. Впрочем, в последнем есть и доля истины и доля преувеличения. Поэтому следует выделить условия экономической эффективности политики регулирования доходов. Во-первых, она не должна обеспечивать уравнительность, потому что неравенство доходов является источником недовольства и именно этому - источником человеческого прогресса. Во-вторых, политика регулирования доходов может быть эффективной, когда повышает покупательную способность как в отношении общего объема товаров и услуг, так и их структуры. В-третьих, необходимо рационально использовать средства политики перераспределения, которые исключали бы их двусмысленность. Так, социальные выгоды не должны быть результатом горизонтального перераспределения в массе заработных плат, в частности, за счет ликвидации их иерархии, использование косвенных налогов, которые отражаются на ценах.
Таким образом, оптимальным результатом посылок рыночной экономики - равенство или эффективность - является, как правило, компромисс. Он свидетельствует о том, что общество сделало выбор в пользу толерантного отношения к неравенству, полагаясь на то, что расходы и социальные программы будут уменьшать масштаб расходов и аномалий в экономике. Эта же проблема становится актуальной в современных условиях хозяйствования в Украине, которая стремится одновременно к преодолению кризисного состояния и бедности населения.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии