Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

При рассмотрении данного вопроса следует отметить наличие значительного количества различных экономических взглядов, теорий, концепций по проблемам государственного вмешательства и регулирования экономической системы общества.

 

Вмешательство государства в экономику имеет долгую историю. Сущность этого вмешательства, его объективная необходимость, а также изменение величины воздействия зависят от уровня и особенностей функционирования национальной экономики, этапа ее развития.
История свидетельствует о том, что государство всегда обеспечивала и обеспечивает в обществе власть того класса, который является господствующим в экономическом отношении.
Впервые термин “государство” был введен итальянским ученым М. Макиавелли для определения государства как института политической власти.
Сначала роль государства ограничивалась выполнением функций, связанных с обеспечением безопасности граждан; сохранением их имущества (защита прав собственности); созданием правовой базы, необходимой для регулирования взаимоотношений субъектов хозяйствования; контролем за выполнением контрактов. С тем, начиная со второй половины XIX в., под влиянием изменений в материальном производстве, распространяются экономические функции государства.
Как показывает мировой исторический опыт, государство во все времена в той или иной степени вмешивается в экономические процессы. Однако, степень этого вмешательства в различные периоды неодинаков.
В основе регулирования национальной экономики лежат различные экономические теории, призванные к жизни практикой хозяйствования.
Государственное регулирование экономики - это управление социально-экономическим развитием страны, то есть совокупность мер государственного воздействия на объекты и процессы с целью определенного направления хозяйственной деятельности субъектов национальной экономики, согласования их интересов и действий для реализации определенных целей общества.
Анализируя взгляды ученых относительно необходимости государственного регулирования экономики, необходимо определить этапы их эволюции, каждый из которых отвечал переломным периодам в становлении цивилизационной (“регулируемой”) рыночной экономики. Эти периоды характеризуются появлением новых форм организации рыночной экономики, что напрямую повлияло на механизм ее функционирования.
Много веков экономике был присущ “натуральный” характер, то есть она была возведена к производству, которое непосредственно перерастало в потребление. Лишь с XVI в. экономика начала развиваться в направлении рынка. В результате, как следствие, происходит усложнение структуры экономики: самостоятельной и обязательным сферой экономики стал обмен между товаропроизводителями - возник рынок.
С появлением рынка экономика “разворачивается” в “двумерный” пространство, в котором производство нет смысла без обмена, а обмен невозможен без производства. Стихийная, саморегулирующаяся рыночная экономика достигла зенита в своем развитии к середине XIX в. Именно тогда сформировался ее триединый начало - частная собственность, совершенная конкуренция и свободное ценообразование.
Экономическая теория периода самоорганизующегося рынка получила название “классическая школа”. Ее сторонники считали защиту единичного рыночного субъекта (фирмы, домохозяйства) от посягательств государства своим главным заданием. Это позволяет характеризовать “классическую школу” как теорию саморегулирующейся рыночной экономики.
Времена “Великой депрессии” обусловили осведомление и признание невозможной для экономистов-классиков изменения - рыночная экономика, материальную основу которой образует большое индустриальное производство, теряет способность к саморегулированию.
Почему? Потому, что большое индустриальное производство объективно порождает тенденцию к монополизму, а он несовместим со свободной конкуренцией и свободным ценообразованием. Концепция преодоления монополизма и сохранения рыночной экономики представлена в теории Дж. М. Кейнса.
Кейнсианство знаменовало переход к принципиально новому пониманию рыночной экономики - к тому, что рыночная экономика требует регулирования и, что это регулирование может реализовать государство. Поэтому кейнсианство можно охарактеризовать как теорию государственно-регулируемой рыночной экономики. Однако, кейнсианское государственное регулирование имело целью сохранения рыночной экономики (конкуренции и свободного ценообразования), то есть не поривало с классической традицией. Другим языком, это был “наступление” на рыночную экономику, однако ради ее спасения.
К середине 70-х гг. XX в. кризис настиг уже государственно регулируемую рыночную экономику, и, как следствие, кейнсианскую модель рыночной экономики. Причина этого кризиса - чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Это потребовало разработки новой концепции, которая была бы способна, при условии сохранения регулируемого характера рыночной экономики, помочь государству сформировать “экономический”, а не административный механизм своего вмешательства в экономику.
Именно эту задачу решила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство в “косвенного” - через регулирование денежной массы - влияния.
Итак, государственное регулирование экономики - это система мер для осуществления поддерживающей, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание нормальных условий эффективного функционирования рынка и решения сложных социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества.
Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена:
- созданием условий для эффективного функционирования самого рыночного механизма;
- устранением негативных последствий рыночных процессов;
- решением проблем, которые рыночный механизм решить не может или решает плохо;
- защитой национальных интересов на мировом рынке.
Практика хозяйствования показала, что чисто рыночными механизмами обеспечить высокую эффективность современного, крупного по масштабам, сложного и интегрированного производства невозможно. Рыночный механизм в реальной жизни все больше дополняется государственным регулированием. Государство через свою особую роль в обществе за всех времен той или иной степени вмешивалось в экономические процессы. Сначала это вмешательство было очень ограниченным и обусловливалось необходимостью изъятия части общественного продукта для содержания “государственной машины”: аппарата чиновников, государственной власти, армии, судов и т.д. Такие иждивенческие интересы определяли пассивную роль государства в экономике, поэтому ее иронически называли “ночным сторожем”. Активным регулятором выступал рынок.
Однако, по мере развития товарного производства, его монополизации и осложнения воспроизводственных процессов стали отчетливо проявляться ограничения регулирующих возможностей рыночного механизма. В этих условиях возникла объективная необходимость активизации роли государства в регулировании экономики.
Таким образом, стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения “государства” и “рынка” в определенных исторических обстоятельствах. Все рассмотренные выше экономические теории и концепции отличаются соотношением приоритетов между “государственным” и “рыночным” началами экономики.
Рыночный механизм и государственное регулирование экономики является диалектической единством, атрибутом смешанной экономики. Разумный синтез эффективного рыночного механизма и государственного регулирования дает возможность решать социальные и экономические проблемы общества, реализовывать конъюнктурные и стратегические цели.
В стабильной экономике основным регулятором социально-экономических процессов выступает рыночный механизм, а государственное регулирование экономики выполняет вспомогательную роль. Основное назначение последнего - создание нормальных условий для функционирования рынка, нейтрализация негативных последствий и решению проблем, которые не под силу рыночному механизму.
В переходной экономике, что касается непосредственно современной Украины, роль государственного регулирования значительное и существенное, но по мере создания необходимых основ развития рыночных отношений влияние государства должно уменьшаться.
Рыночное и государственное регулирование экономики часто дополняется функционированием института социального партнерства, что дает возможность наилучшим образом согласовывать интересы экономических субъектов, реализовывать экономические и социальные цели развития общества.
Государственное вмешательство в экономику должно быть рациональным - чрезмерная активность государства может порождать негативные тенденции и последствия, а также способствовать уменьшению финансовых возможностей государства.
В контексте рассматриваемого вопроса, принципиально важно четко определить объекты государственного регулирования.
Так, в современных условиях национальная экономика выступает как агрегированный объект государственного регулирования. Кроме того, в составе национальной экономики выделены хозяйственные системы, в соответствии с уровней управления экономикой и свободы действий, которые различаются степени и сложностью решаемых задач:
- макроэкономическая хозяйственная система (национальное хозяйство);
- мезоэкономпческая хозяйственная система (отрасль, регион);
- микроэкономическая хозяйственная система (предприятие, домашнее хозяйство).
Объектами государственного регулирования экономики являются также сферы, отрасли общественного производства, регионы, и, кроме того, реальные процессы и явления в экономике, а также условия социально-экономического развития страны.
В связи с этим, необходимо четко определить принципы и функции государственного регулирования экономики, соблюдение и реализация которых обеспечивает эффективную роль государства в управлении экономической системой общества.


Яндекс.Метрика
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии