Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Свои экономические функции государство реализует через целую систему воздействия на социально-экономические процессы. Данная система включает определенные методы и регуляторы, с помощью которых осуществляется это влияние и обеспечивается достижение целей государственного регулирования экономической системы общества.


Безусловно, государственное регулирование экономики имеет определенные четко определены цели, основными из которых являются:
- полная занятость;
- экономический рост;
- стабильность цен;
- экономическая безопасность;
- экономическая свобода;
- равенство;
- эффективность;
- внешнеэкономическое равновесие.
Регулирование - это система централизованных мероприятий, которые проводит государство с целью удержания экономической системы общества в данном состоянии или обеспечения ее развития на перспективу.
Регулирования экономики государством осуществляется в виде двух основных форм: а) прямого вмешательства путем расширения государственной собственности на экономические ресурсы и законотворчество; б) косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Следовательно, по характеру воздействия государства на экономических субъектов, регулирования подразделяется на прямое (жесткое) и косвенное (мягкое).
Прямое регулирование экономических отношений государством предполагает непосредственное установление определенных обязательных норм во взаимоотношениях экономических субъектов. Прямое регулирование - это воздействие государства на экономические процессы при помощи непосредственного использования соответствующих регуляторов (бюджетное инвестирование государством соответствующих программ; использование административных рычагов, регламентирующих конкретные задачи и ограничения экономической деятельности, и тому подобное).
Косвенное регулирование экономических отношений государством предусматривает влияние на деятельность экономических субъектов через изменение условий, в которых она осуществляется. Косвенное регулирование экономики осуществляется через экономические инструменты, с помощью которых создаются предпосылки для соответствующих изменений в условиях функционирования рыночного механизма (налоги, бюджетные расходы, кредиты, денежное регулирование, цены и т.п.).
Прямое и косвенное регулирование экономических отношений в обществе происходит путем использования определенных методов.
Под методами государственного регулирования экономики понимают совокупность способов, приемов и средств государственного воздействия на социально-экономическое развитие страны, в частности на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политики.
По уровню воздействия на экономических субъектов методы государственного регулирования экономики подразделяются на две группы: методы прямого и методы косвенного воздействия.
Так, методы прямого воздействия заставляют субъектов экономики принимать решения на основе государственных указаний, а не самостоятельного экономического выбора. К ним относятся: госконтракт; госзаказа; юридически установленные нормы амортизационных отчислений; размеры страховых взносов, уставных фондов предприятий; определен порядок включения затрат в себестоимость продукции; централизованные цены; государственные инвестиции; экономические, социальные, экологические стандарты, в частности размер минимальной заработной платы; лицензии на право занятия предпринимательской деятельностью; квоты; субсидии, субвенции, дотации; штрафы и т.д.
Прямые методы часто имеют высокую эффективность в результате оперативного достижения экономического результата. Однако, они не лишены серьезных недостатков. Ведь экономика - это совокупность многих субъектов, между которыми существует сложная система связей. И если один из них вынужден принимать навязанное наружно (государством) решение, то это может привести к нарушению равновесия, сложившегося между участниками рынка: те агенты рынка, к которым непосредственно не применяются эти меры, будут вынуждены также реагировать на государственное влияние.
При использовании методов косвенного воздействия государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений субъектами экономики, а лишь создает предпосылки для того, чтобы при самостоятельном выборе субъекты оказывали предпочтение тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Преимущество данных методов заключается в том, что они не нарушают рыночной ситуации - определенный экономический субъект принимает решение самостоятельно. Недостатком является то, что им характерный временной лаг, возникающий между моментами принятия государством мер, реакцией на них экономики, и реальными изменениями в экономических результатах хозяйственной деятельности. К ним относятся: финансы; налоги; государственный бюджет; кредиты; денежная масса; цены и др.
В зависимости от средств воздействия на рынок, которые применяются, различают правовые, административные и экономические методы.
Правовые методы государственного регулирования представляют систему законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность экономических субъектов (определяют правовое пространство).
Административные методы государственного регулирования базируются на использовании силы государственной власти. Это мероприятия (средства) запрета, разрешения или принуждения. Административные методы государственного регулирования предусматривают использование совокупности административных инструментов, которые осуществляют регулирующее воздействие с помощью правовой инфраструктуры (указы, распоряжения, лицензирования, квотирования, установление фиксированных цен, стандартов, санации, штрафы за нарушения и др.). Административные методы государственного регулирования рынка - это прямое управление государством, осуществляется в зависимости от выбранного способа управления экономическими субъектами по следующим направлениям:
1. Государственный контроль над монопольными рынками. Через применение антимонопольного регулирования государство устанавливает пределы развития предприятий; допустимые уровни рентабельности; регулирующие цены.
2. Государственный контроль над нежелательными эффектами системы свободного предпринимательства. Полная свобода рыночных отношений не обеспечивает охраны окружающей среды и невідтворювальних ресурсов. Поскольку экономическое регулирование здесь бессильна, то государство устанавливает соответствующие правила и нормы поведения, которые обеспечивают относительную экологическую безопасность.
3. Обеспечение минимально допустимого уровня благосостояния и социальной защиты населения. С этой целью устанавливается гарантированный минимум заработной платы, пенсии, границы рабочего дня, помощи безработным, бедным и т.д.
4. Защита национального рынка и национальных интересов в мирохозяйственных связях (лицензирование экспорта, государственный контроль за импортом капитала, рабочей силы, товаров и т.п.).
5. Реализация целевых программ экономического, научно-технического и социального развития страны. Она предусматривает элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора через механизм государственных заказов, контрактов и управление имуществом.
6. Внедрение системы норм и стандартов. Государство прямо регламентирует деятельность субъектов хозяйствования в сфере труда, качества продукции, охраны окружающей среды через установление норм или требований относительно их состояния.
Как видно из указанного выше, административные методы заметно сужают свободу экономического выбора, а иногда и ликвидируют. Последнее возможно, когда администрирования экономически необоснованное, набирает черты абсолютизма, становится всеобъемлющим, то есть перерождается в административно-командную (командно-распределительную) тоталитарную систему.
Сфера применения административных методов регулирования достаточно широкая. Они являются неотъемлемой частью хозяйственного механизма стран с развитой рыночной экономикой, потому что направлены на повышение эффективности общественного производства и благосостояния населения. Без административного регулирования рыночное хозяйство сегодня представить невозможно, однако, оно имеет четко ограниченные функции и пределы и требует осторожного применения.
Важную роль в государственном регулировании играют экономические методы. Они связаны с созданием государством финансовых и материальных стимулов, способных влиять на экономические интересы субъектов хозяйствования и оговаривать их поведение. К экономическим методам государственного регулирования относятся финансовую (фискальной) и денежно-кредитную (монетарную) политику, а также ценовое регулирование. Экономические методы государственного регулирования предусматривают использование таких инструментов, с помощью которых создаются условия развития рыночных процессов в нужном государству направлении (ставки налогов, таможенные тарифы, деньги, кредит, цены, учетная ставка, нормы амортизации, заработная плата и т.д.).
Поскольку экономические методы занимают ведущее место в современном хозяйственном механизме управления экономической системой общества и играют важную роль в отношении управления экономическими отношениями между субъектами хозяйствования, рассмотрим их более подробно.
Следует также обратить внимание на тот факт, что государство применяет и неформальные способы воздействия на экономику. То есть, государство использует публичные лекции, рекламу, специальные программы на радио и телевидении, публикации в периодических изданиях, социологические исследования и опросы, воздействуя таким образом на формирование общественного мнения, общественного сознания, экономического мышления.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии