Бюджетная политика как составляющая фискальной политики направлена на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по доходам и расходам в течение всего бюджетного периода (года).
Чаще всего основной задачей бюджетной политики является преодоление бюджетных дефицитов, достигают критического уровня.
Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важные показатели состояния экономической системы общества.
Дефицит бюджета - это сумма, на которую в данном бюджетном периоде (году) расходы бюджета превышают его доходы.
Профицит бюджета - это сумма, на которую в данном бюджетном периоде (году) доходы бюджета превышают его расходы.
Бюджетный дефицит (профицит) отражает определенные изменения в национальной экономике, фиксирует результаты этих изменений.
Так, например, основными причинами бюджетного дефицита является спад общественного производства; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск “пустых” денег; неоправданно “раздутые” социальные программы; увеличение расходов на финансирование ВПК; крупномасштабный оборот “теневого” капитала; значительные непроизводительные расходы (приписки, хищения и т.д.).
В современных экономических системах традиционными способами покрытия дефицита государственного бюджета государственные займы и ужесточение налогообложения. Однако, есть и третий способ, который предусматривает увеличение денежной массы в обращении, - это, собственно, производство денег, или “сеньораж”.
Бюджетный дефицит относится к так называемым негативных экономических категорий, типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются неотъемлемыми элементами современной экономической системы общества. Более того, без них экономическая система теряет способность к самодвижения и постепенного развития. Следует также отметить, что профицит бюджета еще не означает “здоровья” экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают в финансовой системе, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.
Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема государственного бюджета до 1-2% валового внутреннего продукта (ВВП) считаются безопасными.
По направлению дефицитного финансирования различают активный и пассивный бюджетные дефициты.
Активный бюджетный дефицит характеризуется направлением средств на инвестирование экономики, что способствует росту ВВП. Пассивный бюджетный дефицит характеризуется направлением средств на покрытие текущих расходов, в частности на социальные расходы, выплату заработной платы в бюджетной сфере и прочее.
Бюджетный дефицит покрывается за счет государственных внутренних и внешних займов, а также денежной эмиссии. Постоянное накопление задолженности правительства превращается в государственный долг.