Этапы оценки конкурентоспособности товара:
1) определение целей оценки конкурентоспособности товара;
2) сбор и анализ данных о рынке, производителей и конкурентов;
3) формирование требований к товару-аналогу;
4) определение перечня параметров, подлежащих оценке;
5) выбор метода оценки конкурентоспособности товара;
6) подготовка заключений относительно уровня конкурентоспособности товара;
7) разработка мер по повышению конкурентоспособности товара и оценка затрат на их реализацию.
Единичные показатели конкурентоспособности продукции - отдельные показатели товара.
Комплексный показатель конкурентоспособности продукции (групповой) - совокупность единичных показателей (показателей качества, экономических и т.д.).
Интегральный показатель конкурентоспособности продукции - общий уровень конкурентоспособности товара на основе совокупности комплексных показателей.
Методы оценки конкурентоспособности товара:
1) на основе соответствия потребительским требованиям;
2) на основе показателя «рейтинг товара»;
3) на основе соответствия потребительским предпочтениям;
4) на основе интегрального показателя конкурентоспособности;
5) на основе кластерного анализа.
Метод оценки конкурентоспособности товара на основе соответствия потребительским требованиям предусматривает использование для оценки только двух значений (1-если товар соответствует определенным требованиям, 0 - если не отвечает). Оценке конкурентоспособности является групповой показатель совокупности параметров (ИК), который рассчитывается по формуле. Максимальное значение показателя конкурентоспособности в данном методе равно количеству параметров, по которым осуществляется оценивание.
Метод оценки конкурентоспособности товара на основе показателя «рейтинг товара». Рейтинг товара характеризует степень преимущества одного товара над другими в условиях реальной эксплуатации или использования товара потребителем. Определяется как произведение оценок относительных показателей качества товара и позволяет получить общую количественную характеристику преимуществ одного изделия над другими по формуле. Метод оценки конкурентоспособности товара на основе интегрального показателя конкурентоспособности учитывает два аспекта, которые влияют на выбор товара покупателем:
1) полезный эффект, который получает потребитель, приобретая товар, который имеет две составляющие: качество и сервис;
2) расходы, связанные с приобретением и эксплуатацией товара.
Чем больше полезен эффекты и меньше затраты, то привлекательным для потребителя является товар.
Цена потребления - рыночная цена плюс эксплуатационные расходы в период использования товара. Таким образом, индекс экономических параметров определяется как отношение цены потребления товара оценивается, к цене потребления базового товара, с которым ведется оценка.
Если интегральный показатель конкурентоспособности товара более 1, товар конкурентоспособен, менее 1 - неконкурентоспособен, равна 1 - находится с базовым товаром на одном уровне.
При выводе товара на рынок следует учитывать:
если интегральный показатель конкурентоспособности товара равна от 1,6 и выше - очень перспективно;
от 1,4 до 1,59 - перспективно; от 1,2 до 1,39 - малоперспективно, от 1,00 до 1,19 - не перспективно.
Метод оценки конкурентоспособности товара на основе кластерного анализа позволяет упорядочить объекты в сравнительно однородные группы. В оценке конкурентоспособности товара такими объектами являются товары-конкуренты. Иерархическая кластер-процедура позволяет определить круг ближайших конкурентов, товары которых по выбранным параметрам могут быть отнесены к одному кластеру (сегмента) товара. Уровень конкурентоспособности товаров, вошедших в этот кластера, можно считать одним и тем же.
Перечень оценки показателей отбирается экспертами или предприятием, которое оценивает конкурентоспособность. Чем больше площадь многоугольника, тем выше показатель конкурентоспособности товара.
К основным направлениям повышения конкурентоспособности товара относятся:
• повышение качества товара, высокий уровень инноваций;
• низкие цены как результат снижения издержек производства;
• повышение уровня сервисного обслуживания;
• формирование соответствующего маркетингового окружения.