Административное право относится к числу фундаментальных отраслей права и является важным звеном в системе национального права Украины.
Оно, обслуживая публичные интересы, среди юридических приоритетов сохраняет права и свободы человека и гражданина. В Конституции Украины 1996 г. реализована концепция абсолютных и неотчуждаемых прав человека.
Именно они, а не интересы отдельных органов государственной власти, должны определять содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти. Административное право исходит из того, что аппарат государственной власти должен служить интересам закона, выполнять и обеспечивать его выполнение. '' ^ Административное право можно определить как систему норм, призванных регулировать в интересах человека и общества отношения, возникающие в процессе функционирования публичной власти (органов государственной власти и местного самоуправления), а также во внутри-организационной деятельности других органов (регулирование функции администрирования).
Прежде чем дать характеристику этих отношений, следует отметить, что в современных условиях развития государства и права корне меняется идеология административного права, его роль и назначение. С управленческого права оно трансформируется в право, которое охраняет и защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина.
К предмету административного права можно "отнести:
? отношения, связанные с организацией органов исполнительной власти (структуры административного аппарата). Нормы, которые устанавливают и регулируют эти отношения принято называть структурными,
? отношения, возникающие при реализации органами исполнительной власти закрепленной за ними компетенции с использованием при этом государственно-властных полномочий. Эта компетенция проявляется в государственном управлении и взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами, государственными и негосударственными организациями. Соответствующие административно-правовые нормы уста-навливают права и обязанности субъектов этих правоотношений (материальные нормы) ^ отношения, возникающие как внутри органов исполнительной власти и их структурных подразделений, так и вне системы этих органов (например, в прокуратуре , в суде), их еще называют внутренним администрированием. А отношения, указанные выше (в п.2) можно назвать государственным администрированием;
? управленческие отношения, складывающиеся на уровне органов местного самоуправления при осуществлении ими делегированных полномочий, выражающих публичные интересы; ^ отношения, связанные с обжалованием в административном суде неправомерных актов (действий, бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц (административная юстиция )
? отношения, возникающие при совершении лицом административного правонарушения и рассмотрении данной категории дел (деликтные правоотношения).
Следовательно, предметом административного правового регулирования являются общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления.
А административное право определяет основные принципы государственного управления, исполнительно-распорядительную деятельность, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, регулирует порядок управления отдельными отраслями народного хозяйства, культурой, образованием, наукой, админист ¬ тивно-политической деятельностью и др..