Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Рэне Декарт (1596 - 1650) был родоначальником новой философии во Франции, выдающимся ученым и мыслителем XVII в. Как и Ф. Бэкон, своей главной задачей он считал обоснование суверенитета науки, высвобождения ее из плена средневековых авторитетов, утверждение практической ценности науки как орудия человеческого могущества

. Декарт подверг сокрушительной критике схоластику, ее метод и логику, стремился философски обосновать новый тип научного знания и разработать соответствующий ему метод.

Однако пути построения такого знания, а также понимание природы научного метода в этих мыслителей были разные. Ф. Бэкон пошел путем эмпиризма, Р. Декарт создал систему рационализма. Первый отстаивал материалистическую точку зрения, второй стоял на позиции философского дуализма.

Свои философские взгляды Р. Декарт изложил в таких работах, как "Рассуждение о методе" (1637), "Размышления о первой философии" (1641), "Принципы философии" (1644).

Интерес к проблеме методологии был общим признаком новой философии, однако у Декарта он оказался особенно ярко. Лишь обладая правильным методом, считал он, можно приступать к решению научных проблем, построения системы вероятного знания.

Понимание природы научного метода сформировалось у Декарта под влиянием математики. Он сам был одним из создателей математики нового времени: реформировал алгебру, придав ей современный вид, создал аналитическую геометрию. Осознание внутреннего единства математического знания, а также последнего с другими естественными науками, такими, как механика, оптика, рождает у него замысел создать общую математику как науку, на основе математического метода объединяла бы все отрасли научных знаний. Происходит следующим образом универсализация математического метода. Наука, стремясь построить систему достоверного знания, имеет так же, как и математика, опираться в своих логических действиях на точно определенные исходные принципы, из которых с помощью логической дедукции это знание выводится.

Именно Декартовы принадлежит заслуга разработки дедуктивного метода в условиях формирования новой науки. В отличие от Ф. Бэкона, для которого олицетворением научного метода была индукция, он свои методологические разработки основывает на методе логической дедукции. Однако дедуктивный метод Декарта не имел ничего общего с схоластизированной логике Аристотеля, силлогистики которого он подвергал острой критике за формализм и непродуктивность. Силлогистических учение Аристотеля, которое имело дело с терминами, словами, Р. Декарт относил к риторике. Вместо этого он стремился выработать такой метод, который бы способствовал творческому развитию знаний, направлял человеческий разум к истине.

Понимание этого метода получило отражение в известных четырех правилах Декарта. В первом говорится о исходный пункт познания - определение принципов, или первых начал. Согласно этим истинными можно считать только такие положения, которые не содержат никаких сомнений и не требуют доказательств, то есть такие, истинность которых очевидна. Критерием здесь выступает ясное, четкое восприятие их разумом. У Декарта речь идет именно об умственной очевидность, или интеллектуальную интуицию, которую он отличает от чувственного созерцания.

Во втором правиле формулируется требование аналитического изучения природных явлений. Каждую сложную вещь или проблему надо делить на простые составляющие, пока не появятся простые, абсолютно понятные для ума вещи. Это положение является одним из главных в методологии Р. Декарта и отражает общую для науки XVII в. ориентацию на аналитическое расчленение природы. Практически такое же требование выдвигал Ф. Бэкон. Разница заключается лишь в том, что по Бэкону элементами, которые разлагаются природные явления, есть чувственные качества - "простые природы", а за Декартом - логические связи, ясные и простые истины разума.

Третье правило содержит необходимости соблюдать определенного порядка мышления. Последний заключается в том, что надо начинать с простых и доступных для познания предметов и постепенно восходить к более сложным. Такое восхождение и является, по Декарту, процессом логического вывода, или рациональной дедукции.

Четвертое правило, Р. Декарт назвал "энумерации", ориентирует на достижение полноты знания, на последовательность и тщательность научного исследования.

Мыслитель был убежден, что научное знание образует единую логическую систему и все, что мы можем познать, закономерно вытекает одно из другого. Поэтому, соблюдая определенный порядок в выводах, руководствуясь правилами научного, дедуктивного метода, человеческий разум способен достичь самых отдаленных уголков мира, не имея препятствий в последовательном восхождении к истине.

Однако вероятность системы научного знания зависит в конечном итоге от тех исходных принципов, на которые опирается мышление в своих логических выводах и доказательствах. Поиски истоков своей философии Р. Декарт начинает с требования подвергнуть сомнению все без исключения знания. Это исходный пункт его философии. Провозглашая принцип радикального сомнения, Р. Декарт стремится освободить научное мышление от различных предрассудков, предвзятых суждений, ложных представлений, т.е. от тех самых "призраков", с которыми вел борьбу и Ф. Бэкон. "Освободиться от них мы, очевидно, можем не иначе, - писал он, - как решившись хотя бы один раз в жизни усомниться все то, относительно чего у нас возникает малейшее подозрение в недостоверности" [14, с. 426].

Концепция предыдущего "очищения" разума была для Декарта особенно важной, ведь согласно его рационалистическим методом ум в своей деятельности не имеет внешних критериев и может опираться только на самого себя. Для него очень важно с самого начала не ошибиться, не взять за основу какое-то ошибочное мнение, иначе вся система научного знания, строится по правилам логической дедукции, теряет свою достоверность.

Поэтому и возникает насущная необходимость критически отнестись к всякого знания, ни положение не принять на веру. Это, конечно, не означает, что Декарт ставил себе целью доказать ложность всех знаний.

Сомнение Декарта не имел ничего общего со скепсисом. Он имел предварительный характер. Цель состоит не в том, чтобы поколебать доверие к вашему знания, а в том, чтобы освободить его от сомнительных и недостоверных элементов. И если скептицизм удовлетворяется отрицательным результатом, то у Декарта сомнения только начинается трудное восхождение к истине.

Сомнения подлежит все, что дает для этого малейший повод. И прежде всего это касается чувственного опыта. Декарт достаточно высоко ценил научный эксперимент, опытное изучение природы. Все, что принимается за истину, указывал он, взято из ощущений, но очень часто последние вводят нас в заблуждение. По мнению Декарта, сомнительными являются не только знания чувственного происхождения, но и само существование чувственных вещей, даже телесное существование человека, поскольку нет гарантий, что все это не сон. Для того, чтобы выбраться из этой бездны сомнений, надо найти хотя бы одну истину. Как в свое время Архимед искал точку опоры для того, чтобы перевернуть Землю, так и Р. Декарт ищет такую точку, чтобы превратить науку, построить ее на надежной почве.



Загрузка...
Яндекс.Метрика