Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Итак, самодостаточное мышление, утверждает себя в акте самосознания, становится отправным пунктом картезианской философии, источником и критерием всякой истины. Истинным теперь будет все то, что воспринимается так же ясно и четко, как и наше собственное бытие, наше Я.

Однако объективного значения это мышление достигает лишь благодаря своей причастности к Богу - самой духовной субстанции. Правдивость Бога рассматривается Декартом как гарант достоверности результатов рациональной деятельности интеллекта. Хотя достоверность существования самого Бога он доказывает с помощью того же мышления, прибегая к так называемому онтологического доказательства бытия божьего. Ссылаясь на правдивость Бога, мыслитель доказывает и достоверность бытия материального, телесного мира.

Признав достоверность существования как духовного, так и материального, телесного мира, философ рассматривает эти два начала как независимые, совершенно отличны друг от друга субстанции.

Субстанциальный дуализм является определяющей чертой всей картезианской философии. На почве дуалистического разграничения души и тела, духа и материи мыслитель строит не только свою физику, механику, физиологию, но и психологию, философию духа, теорию познания. Противопоставив материю и мышления, Р. Декарт сформулировал наиболее радикальной и обостренной форме философский вопрос об их соотношении. Недаром именно в новой философии этот вопрос выступает как главная проблема, вокруг которой сосредоточивается другая философская проблематика. Формулировка этой проблемы Декартом определило направление дальнейшего развития философской мысли. Другие представители новой философии, как сторонники Декарта, так и его оппоненты, пытались тем или иным способом решить эту проблему.

Дуалистический мировоззрение Декарта приводил к существенным теоретических недостатков, порождал достаточно одностороннее и абстрактное видение мира. Стараясь максимально развести духовную и материальную субстанции, мыслитель превратил материю на то немой, пассивное, праздное, само по себе лишено движения и жизни. Такой же абстракцией проявляется и душа (дух), что существует без тела.

Противопоставив дух и материальную телесную природу, Декарт пытался выяснить сущность духовной субстанции, определить ее главный атрибут. Им, по его мнению, является мышление. Согласно душа является субстанцией, вся суть которой состоит в мышлении. Для. своего существования она не требует какого-то места в пространстве, не зависит от других природных вещей и может быть создана лишь сверхъестественной силой - Богом. Модусами мышления, Декартом, есть разум и воля. Главная функция разума в познании, которое осуществляется через идеи. Они - непосредственные объекты мышления. Декарт различал три вида идей: 1) чувственные, вызванные извне, 2) созданы нами самими, 3) врожденные. Важнейшими Декарт считал врожденные идеи, которые даются Богом и, собственно, являются теми интуициями ума, на которых основывается рациональное познание.

Среди них и идея телесной субстанции, сущность которой составляет протяженность. Общее свойство любого материального тела состоит, по мнению Декарта, в том, что оно занимает какое-то место в пространстве. Таким образом, происходит геометризация материи, а ее разнообразные чувственные качества приносятся в жертву количественной определенности вещей.

Р. Декарт был одним из основателей новой науки, основу которой составляло математизированных естествознание. Углубляя линию Гали лея, который провозгласил, что законы природы написаны на языке математики, он разрушал качественное понимание природы, преодолевая натурфилософские концепции эпохи Возрождения.

С точки зрения мышления, материя, телесность и протяженность вполне тождественными понятиями. Остальные свойств можно узнать только на основе протяженности и через нее. Они рассматриваются Декартом лишь как ее модификации (модусы).

Такое понимание материальной субстанции приводит к определенным последствиям. Если, например, материальное тело сводится к протяженности, пространства, оно занимает, то между телами, а также между частями одного тела не может быть пустоты. Декарт признавал ее только как относительную наполненность, но отрицал ее как полную бестелесность. Так, бокал мы называем пустым тогда, когда там нет воды, но там есть воздух, и вообще им определяется определенное пространство. С метафизической точки зрения, когда пространство является проявлением телесности, пустым этот бокал никак нельзя назвать.

Отрицание пустоты было оборотной стороной отрицания атомов, далее неделимых элементарных частиц, из которых состоит материя. Итак, физика Декарта имела континуальный характер и противостояла атомистической картине мира, которая в то время активно возрождалась и во Франции, и в других странах Европы.

По Декарту, протяженность материи непрерывная, она принципиально делится до бесконечности. Мыслитель признавал лишь существование определенных частиц материи - корпускул, которые делимы по своей природе и могут иметь зависимости от того разную величину.

С континуальных взглядов на природу вытекают определенные выводы, которые имеют важное мировоззренческое значение. Отождествление материальности с протяженностью приводит Декарта к мысли о безграничности Вселенной и материальную однородность мира. "Во всем мире существует лишь одна материя", - утверждал он. "Материя неба не отличается от материи земли. И вообще, если бы миры были бесконечные, то они непременно состояли бы из одной материи" [14, с. 476]. Такие взгляды, конечно, противостояли традиционным представлениям о иерархическое строение мира.

Важнейшим свойством (модусом) протяженной субстанции есть движение. Он лежит в основе всех физических процессов, но лишь как механическое перемещение. Поэтому физика Декарта является классическим образцом механицизма. Об этом свидетельствует тот факт, что именно законы механики рассматриваются философом как общие законы природы.

Безусловным достижением Декарта была формулировка закона сохранения количества движения. Однако механицизм с необходимостью порождает вопрос о перводвигатель или какое-то нематериальное источник движения. Сама по себе материя у Декарта мертвая, лишенная внутреннего движения. И для того, чтобы объяснить, откуда он берется в материальном мире, философ вынужден обратиться за помощью к Богу. Однако не трудно заметить, что роль Бога в этой системе ограничено. Создав материю, он придает ей определенное количество движения и определяет его законы, после чего материальная природа, которая живет по этим законам, не требует вмешательства Бога. Его функция - быть лишь гарантом сохранения законов и количества общего движения в природе. Такая точка зрения получила название деизма.



Загрузка...
Яндекс.Метрика