Проблема отношений между человеком и животными возникла не сегодня , но до сих пор ее не решена . Эта проблема актуальна не только для человечества вообще , но и для каждого из нас в отдельности . Мерилом подхода к ее решению
является личностные принципы: нравственность , совесть , доброта и культура . Умная цивилизованный человек осознает себя частью живой природы , поэтому отношения с миром животных воспринимает как отношения с близким для нее миром .
Решению этой проблемы препятствует заблуждение , царящей в обществе на протяжении всей истории цивилизации: человек разделяет животных полезных и вредных , исходя из собственных потребностей . На самом деле , корректно единый принцип организации жизни на Земле - в природе все существа полезные .
Те редкие случаи , когда животные наносили вред человеку , были вызваны ее вмешательством в естественный ход событий (речь идет , в частности , о завозе в Австралию диких кроликов или ядовитых лягушек - ага) .
Еще одной существенной ошибкой человека является то , что часто она строит отношения с животным миром , исходя из так называемой « разумности » животных : в « умных» относится бережно , а к « неразумных » - в лучшем случае безразлично. К тому же « разумность » животных в основном определяется по шкале « чей ум ближе к разуму человека » .
• Не стоит считать , что животные способны только к инстинктивных действий , потому что не осознают , что осознаем мы, люди . В середине XIX в . русский зоолог и путешественник Г. Радде писал : « Тот , кто испытал себя с определенным успехом в области наблюдений за органическим миром , вскоре начинает пугаться слова инстинкт и признавать за животным умственные соображения , более или менее изменяемые в видовом отношении. Конечно , животное не может изучать квантовую механику. Однако ей доступны такие чувства , переживания , такая острота восприятия мира , которые не доступны нам, людям . Мы не умнее и не глупее , мы просто разные ».