Органическое топливо содержит: горючие вещества, внутренний балласт, негорючие минеральные примеси и влагу.
К горючей части топлива относятся углерод С, водород Н, сера S и их соединения.
Основное выделение теплоты происходит за счет окисления углерода С, но чем больше С в твердом топливе, тем сложнее оно воспламеняется.
Содержание водорода Н колеблется в пределах 2 ... 10%, но при его сгорании выделяется в 4,4 раза больше теплоты, чем при сгорании углерода.
Сера S делится на органическую S о (связанную с водородом, углеродом, азотом), колчеданных Sк (связанную с железом) и серную. Содержание S в твердом топливе составляет 7 ... 8%, в жидком - 3 ... 3,5%, а в природном газе - почти отсутствует.
Сера является вредной составляющей топлива, поскольку при ее сгорании образуются ангидриды SO2 и SO3, которые агрессивно воздействуют на окружающую среду и приводят к низкотемпературной коррозии труб хвостовых поверхностей котла.
Кислород О и азот N является внутренним балластом. Их содержание уменьшает содержание горючих составляющих топлива. Соединения кислорода и азота с углеродом и водородом уменьшают теплоту сгорания топлива.
Влажность топлива W колеблется в диапазоне 5 ... 70%. Она делится на внешнюю (3 ... 10%), капиллярную (10 ... 30%), коллоидную (1 ... 10%) и гидратная (до 0,1%). Только гидратную нельзя выделить при сушке топлива. Избыточная влажность плохо влияет на работу котла.
Зольность топлива А состоит из Al2О3, SiO2, оксидов железа, карбонатов и сульфатов магния, кальция, железа. Увеличение зольности ухудшает содержание горючих веществ, увеличивает загрязнение поверхностей, стираются трубы и.
Состав топлива, в таком виде как оно поступает к потребителю, называется рабочим составом топлива
Cр + Нр + Ор + Nр + Sр + Ар + Wр = 100% (2.1)
В случае удаления влаги получаем состав топлива на сухую массу
Cc + Hc + Oc + Nc + Sc + Ac = 100% (2.2)
Горючая масса топлива определяется после удаления зольности
CГ + Нг + Ог + Nг + Sг = 100% (2.3)