Жидкие топлива производят в основном из нефти. Это бензины, дизельные и моторные топлива, газовые конденсаты, что являются смесями различных углеводородов. Небольшое количество жидких топлив получают переработкой каменного угля и сланцев, синтезом горючих газов, из растительных продуктов и отходов сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности.
Основными видами жидкого топлива для ДВС с искровым зажиганием является бензины, а для дизелей-дизельные топлива. К важных показателей жидких топлив относятся: для бензина-октановое число, для дизельного топлива-цетановое число.
Октановым числом (ОЧ) называется процентное (по объему) содержание изооктана в смеси с нормальным гептаном, которая по детонационной стойкостью равноценна данном топливу. ОЧ характеризует антидетонационные свойства топлива. В изооктана ОЧ = 100. Для разных бензинов ОЧ составляет 66 ... 100. Чем больше ОЧ, тем выше детонационная стойкость бензина.
Цетановым числом оценивается склонность дизельных топлив к самовозгоранию. Цетановым числом (ЦЧ) называется процентное (по объему) содержание это-таю, в смеси с альфаметилнафталином, которая имеет такой же период задержки самовоспламенения, как и данное топливо. При низких значениях ЦЧ период задержки самовоспламенения больше, вследствие чего возрастает скорость роста давления после самовозгорания впрыснуть в цилиндр топлива (жесткость работы дизеля). При слишком больших значениях ЦЧ через малый период задержки самовоспламенения не успевает. произойти смесеобразования, поэтому возрастает неполнота сгорания. В связи с этим цетановые числа дизельных топлив лежит в пределах 40 ... 50 единиц. ОЧ и ЦЧ определяются на специальных двигателях с изменяемой степенью сжатия.
В состав жидкого топлива входят углерод С, водород Н, кислород О, сера S, азот N и другие химические элементы. Содержание серы, азота и других элементов незначительна, поэтому, рассчитывая реакции сгорания, учитывают только углерод, водород и кислород.
Элементарный состав жидкого топлива. Поскольку жидкое топливо является смесью различных углеводородов, записать его состав с помощью химической формулы трудно. Поэтому в расчетах сгорания состав топлива записывают в виде упрощенной формулы элементарного состава, в которую входят массовые доли элементов, содержащихся в 1 кг топлива:
gc + gH + go = 1 кг (3-И)
Например, для дизельного топлива 0,870 кг +0,126 кг +0,004 кг = 1 кг.
Теплота сгорания является важным показателем топлива. Она характеризуется количеством теплоты, выделяющееся при полном сгорании единицы топлива. Различают три вида теплоты сгорания высокая, низкая и активная.
Высокая теплота сгорания Н0 выделяется при полном сгорании 1 кг топлива в калориметрической бомбе с последующим охлаждением продуктов сгорания до начальной температуры, кДж / кг.
Низкая теплота сгорания Ни выделяется при полном сгорании 1 кг топлива без учета теплоты, содержащейся в образованной в процессе сгорания водяном паре, кДж / кг. Такое сгорания происходит в цилиндрах ДВС при избытке воздуха. Теплоемкость свежего заряда и продуктов сгорания. Различают истинную и среднюю молярные теплоемкости.
Настоящая молярная теплоемкость-это теплота, необходимая для повышения температуры одного киломоля газа на очередной градус, а средняя молярная теплоемкость-теплота, необходимая для повышения температуры одного киломоля газа на один градус в интервале температур 7Y .. 7V