В двухтактных двигателях процессы впуска и выпуска происходят почти одновременно. Поэтому и анализировать их особенности целесообразно вместе. В этих двигателях применяются различные схемы газообмена (продувки), которые
можно свести к двум видам: петлевые (контурные) и прямоточные. При петлевой схеме отработавших газы, выходящие из цилиндра, примерно описывают в нем петлю, а управление процессами выпуска и впуска (открытием и закрытием выпускных и продувочных окон) осуществляется поршнем. Эти схемы конструктивно просты, но по качеству продувки менее эффективны чем прямоточные, и поэтому принимаются на транспортных двигателях сравнительно редко. Поэтому более подробно рассмотрим особенности газообмена в двухтактных двигателях на примере двигателя с прямоточной клапанно-щелевой продувкой. Эта схема (рис. 4.7) предложена русскими инженерами в 1906-1907 pp. и реализована позже на автомобильных дизелях ЯАЗ-204 и 206.
На рис. 4.7 приведена часть индикаторной диаграммы, изображающей процесс газообмена, а на рис. 4.8-диаграммы изменения плоскости проходных сечений продук-вочних окон Sn = Хф) и перемещения выпускных клапанов h ^ = Ц (ф)). Газообмен при этой схеме происходит так. В конце процесса расширения при положении поршня около 40 ... 60 ° п. к. в. до н. м. т. при давлении в цилиндре 0,3 ... 0,5 МПа открываются выпускные клапаны и из цилиндра с критической скоростью начинают выходить отработавших газы (участок 3-к). Такой выпуск называется свободным. Через некоторое время после начала выпуска поршень открывает продук-вочни окна (точка 1) и под давлением ЖК цилиндр заполняет свежий заряд (точка 1 '). Это одновременно способствует скорейшему и более полному очищению цилиндра от продуктов сгорания. Утечка отработавших газов после точки к происходит в под-критической зоне с пониженной скоростью. Период, во время которого воздух поступает в цилиндр, а продукты сгорания выводятся из него, называется принудительными выпуском и впуском. Процесс выпуска заканчивается в точке 4, а продувочные окна закрываются в точке 2. Участок 2-4 называется дозарядки. Во время продувки часть воздуха поступает в цилиндр, перемишуться с отработав газами и выводится вместе с ними.
Качество процесса газообмена в двухтактных двигателях оценивают теми же параметрами и коэффициентами, которые были получены выше для четырехтактных двигателей. Кроме того, введено и ряд специфических коэффициентов.