Разделенные камеры сгорания состоят из основной и вспомогательной полости, которые соединяются горловиной.
Цель разделения заключается в повышении энергии воздушного заряда, который движется в камере сгорания, для
улучшения смесеобразования. Поэтому основные преимущества дизелей с этими камерами сгорания следующие: высокое качество сгорания без ди-млення при сравнительно малых значениях коэффициента избытка воздуха (а = 1,2 ... 1,25); мягкая работа дизеля: сравнительно невысокая токсичность отработавших газов, благодаря качественному сгоранию; относительно низкие требования к топливной аппаратуры, так как функции смесеобразования выполняет главным образом воздушный заряд, которому приедается направленное движение.
Дизели с разделенными камерами сгорания по сравнению с неразделенными имеют и ряд существенных недостатков: худшую топливную экономичность-вследствие значительных потерь на перетекание заряда из камеры в камеру и в систему охлаждения; более сложный запуск (вследствие вышеперечисленных причин).
Название дизелей - вихрекамерных и предкамерных - связаны с особенностями движения заряда во вспомогательных камерах.
В вихревой камере сгорания ось соединительной горловины направлена по касательной к внутренней поверхности сферической или цилиндрической полости (рис. 4.13 а), что обеспечивает в ней во время сжатия образования направленного вихревого движения заряда. Скорость перетекания его через горловину составляет более 200 м / с. Топливо обычно впрыскивается в направлении к поверхности соединительной горловины заряд, движущийся оттесняет факел распыленного топлива к стенке вихревой камеры. Вследствие этого обеспечивается хорошее распределение топлива в этом объеме, а значит, и качественное смесеобразование. Нижнюю часть вихревой камеры, как правило, выполняют переменной, теплоизолированную, благодаря чему температура его повышается до 600 ... 650 ° С, что также способствует качественному смесеобразованию, особенно при высоких частотах вращения коленчатого вала. Объем вихревой камеры составляет 45 ... 60% от общего объема камеры сгорания. Поэтому после самовозгорания перезбагачена смесь, которая находится в вихревой камере, под действием перепада давления начинает перетекать в основную камеру, выполненную в виде фасонной выемки в поршне. Смесь втягивает в сгорания сосредоточено там воздух и тем самым обеспечивает быстрое и полное догоряння топлива. Топливо впрыскивается навстречу потоку воздуха. Возникает интенсивная турбулизация, которая способствует качественному смесеобразованию. После самовозгорания перенасыщена горящую смесь, перетекает с высокой скоростью в основную камеру сгорания и, тем самым, обеспечивает быстрое и достаточно полное догоряння топлива даже при небольшом значении коэффициента избытка воздуха. Предкамерных дизели менее чувствительны к сорту топлива и условий работы, чем вихрекамерных. Однако они имеют большие потери энергии на перетекание из камеры в камеру, а также в систему охлаждения, и поэтому менее экономичны.
В последние годы внимание автомобилестроителей привлекают предкамерных дизели с выступлением-вытеснителя на поршне (рис. 4.13, в). Это выступление перемещается в горловине предкамеры и повышает интенсивность турбулизации заряда. Благодаря этому обеспечиваются качественные смесеобразования и сгорания, а в результате повышается экономичность и снижается токсичность отработав газов.