Демографическая политика представляет собой комплекс мероприятий: К числу экономических мер, направленных: на стимулирование рождаемости, относят:
- оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей;
- пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи - по прогрессивной шкале;
- разные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и др.
на снижение рождаемости направлены меры, которые создают преимущества для малодетных семей.
Административно-правовые меры включают: законодательные акты, регулирующие:
- возраст вступления в брак;
- розлучуваність;
- осуществление абортов;
- применение контрацептивов;
- имущественное состояние матери и детей в случае распада семьи;
- условия занятости и режим труда работающих женщин-
матерей;
внутреннюю и внешнюю миграцию и тому подобное. Воспитательные и пропагандистские мероприятия направлены на:
- формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения;
- определение отношения к древних и современных традиций и обычаев воспроизводства населения;
- политику планирования семьи (внутрисемейное регулирование деторождения);
- половое воспитание и образование молодежи и др.
Влияние демографической политики на демографические процессы в обществе может быть:
• прямым (ограничения законодательным путем миграции, оформление браков или рождения детей, планирование подготовки специалистов);
• косвенным (повышение уровня жизни, привлечения населения к созданию условий для увеличения количества детей в семье, пропаганда тех или иных профессий).
Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбору профессии, сферы занятости, места жительства. Меры политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политики как части социального управления добавляет необходимость учитывать и согласовывать интересы различных уровней:
- индивидуальных, семейных, групповых и общественных;
- локальных, региональных и общегосударственных;
- экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных;
- ближайших, среднесрочных и долгосрочных.
Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от
анализа динамики численности, структуры и расселения населения. Конкретная демографическая ситуация, ее тенденции и перспективы обусловливают и определенный характер и целевую направленность политики.
Цели и системы мер по регулированию воспроизводства населения определяются:
• господствующими идеологическими концепциями;
• особенностями социальной системы, сложившейся;
• типом государственного управления;
• уровнем экономического развития и ресурсными возможностями;
• качеством жизни;
• культурными и религиозными нормами и традициями.
Для обоснования политики важно постоянно изучать и оценивать демографическую эффективность и последствия мероприятий, осуществляемых. Одним из главных ее направлений является разработка политики, которая будет оптимальной с точки зрения воспроизводства населения, учет источников средств существования, положения женщины, типа отношений между супругами.
Наиболее распространенный и близок по применению срок - политика народонаселения. Нередко эти понятия используются как тождественные, как синонимы, не предоставляя им разного значения. В широком смысле демографическая политика иногда отождествляется с политикой народонаселения, в узком смысле - рассматривается как одна из ее составляющих, вместе с регулированием условий труда трудоспособного населения и условий жизни всего населения. В важнейших теоретических монографиях 70-х - 80-х гг. также предлагалось разграничивать указанные понятия, рассматривать как одно часть другого.