Основные элементы политики народонаселения:
• влияние на условия труда (определение границ трудоспособного возраста, масштабов занятости трудоспособной части населения, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, забота об охране
труда, квалификационная и специальная подготовка, профориентация и др.);
• улучшение жизненных условий всех слоев населения (повышение реальной заработной платы или уровня доходов, улучшение жилищных условий, обеспечение возможности пользоваться бытовыми услугами и достижениями культуры, медицинским обслуживанием; увеличение свободного времени и др.);
• воздействие на воспроизводство населения (естественное возобновление поколений, миграционная подвижность, социальная мобильность).
Последний элемент трактовался большинством ученых (и трактуется до сих пор) как собственно демографическая политика. В совокупности мер, влияющих на демографические процессы, предлагалось выделять два основных направления:
• изменение характера процессов естественного возобновления поколений (рождаемости, брачности, разводов, возрастной структуры смертности) в их тесной взаимосвязи;
• влияние на миграцию населения (миграция, иммиграция, эмиграция, географическое распределение, плотность населения и так далее); миграционная политика, проводимая государством, органично переплеталась с политикой в области расселения населения по территории страны.
В англо - и франкоязычной литературе, в международных документах широкое распространение получил термин «политика населения», представленный во всех версиях многоязычного словаря по демографии. Этот термин широко используется в официальных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН. Но однозначной трактовки этого термина нет. Широкий или узкий подход к содержанию основных понятий связан в основном с взглядами на предмет демографии и пределы, изучаемых этой наукой явлений. Из других, близких по смыслу терминов наибольшее распространение получили контроль рождаемости и планирования семьи, а в последнее время-семейная политика. Срок планирование семьи используется в двух основных смысловых контекстах:
• на макроуровне под планированием семьи понимается деятельность государственных и негосударственных организаций (программы, комплексы мероприятий), направленная на создание условий для реализации ответственного отцовства, для достижения каждой семьей желаемого числа детей. На практике эта деятельность в основном направлена на стимулирование ограничения деторождения в семьях, поэтому программы планирования семьи иногда называются программами контроля рождаемости. Срок контроль рождаемости или регулирования рождаемости, используют для описания воздействия государства на процесс рождаемости, главным образом с целью снижения ее уровня и сокращение темпов роста населения в стране. Термин был введен; в оборот Маргарет Сэнджер, что открыла в 1916 г. в Нью-Йорке первую в Америке клинику по предупреждению беременности.
• на микроуровне под планированием семьи понимается принятие супружеской парой (индивидом) добровольных решений о величине семьи, в частности, о числе детей в ней, и действия, способствующие реализации таких решений. Морально-этической и правовой основой планирования семьи является спланированное (ответственное) отцовство - предоставление семьи права свободно и ответственно определять желаемое для нее число детей и промежутки между их рождениями (календарь рождений). Такое право, провозглашенное в целом ряде международных соглашений и рассматривается как одно из основных прав человека.
Планирование семьи помогает не только достигать желаемого числа детей в семье и сохранить их, но и :
- выбирать время деторождения с учетом возраста родителей и социально-экономических условий;
- регулировать интервалы между рождениями;
- избежать нежелательной беременности, незапланированных рождений;
- способствует снижению материнской и детской смертности, укреплению здоровья матери и ребенка, сокращению вторичного бесплодия.
Эффективность планирования семьи зависит от информированности людей о методах контроля деторождения, от доступности и приемлемости этих методов для различных категорий семей.
Срок семейная политика используется все чаще как самостоятельный термин для обозначения деятельности государственных и других служб по социальной защите семьи, по оказанию адресной поддержки семьям определенных типов.
В отечественной научной литературе и общественно-политической лексике этот термин активно используется примерно с середины 80-х гг. Начало активной разработке содержания семейной политики, ее целей, форм и методов положил региональный демографический семинар по проблемам семейной политики, который проходил в Юрмале (Латвия) в 1988 г. К сожалению, материалы семинара не были опубликованы. Термин все чаще используется в научных публикациях, в материалах; содержит концептуальные подходы к реализации социальной и демографической политики.
Точной и общепринятой дефиниции пока нет, сам характер употребления понятие «семейная политика» свидетельствует о том, что специалисты не настаивают на строго однозначное употреблении данного термина, рассматривают семейную политику как область одновременно и социальной и демографической политики, акцентируя внимание, в зависимости от профессиональных интересов, демографических, социальных, культурных, медицинских и других аспектах.