Необходимость поддерживать определенные пропорции между населением, ресурсами и окружающей средой всегда осознавалась как важная и сложная управленческая задача. Демографическая политика
имеет давнюю историю и богатый опыт практической реализации: от основания древними греками колоний для расселения быстро приростаючого населения или установление привилегий трехдетным семьям римскими императорами до политики «одна семья - один ребенок» в современном Китае.
Возникновение античной государства с его законами, с общественным неравенством и экономикой, построенной на труде рабов с ее крайне низкой производительностью, обусловило зарождение и развитие демографической политики как государственной политики. Разрабатывая и реализуя законы, упорядочивающие жизнь и сосуществования миллионов людей, государство прямо или косвенно регулировало и демографическую поведение индивидуумов и семей. Так, в одном из древнейших правовых актов - своде законов вавилонского царя Хаммурапи (около 1760 г. до н.э.) - 68 статей по 282 был посвящен семейному праву. Рост численности населения древних государств в благоприятные годы, когда войны и стихийные бедствия, эпидемии и неурожаи не сокращали население, вимушувало до контроля его роста путем стимулирования рассредоточение населения вплоть до принудительной эмиграции.
Уже в IV-V вв. до н.э. чувствовалось перенаселения в небольших древнегреческих городах-государствах, что повлекло вынужденную эмиграцию избытка населения и принимало форму периодического основания колоний. Греческую колонизацию Средиземноморья и Причерноморья (а истоки ее уходят к VIII в. до н.э.) можно, пожалуй, считать первой формой целенаправленного регулирования численности и размещения населения. Переселения жителей из густонаселенных районов в малонаселенные земли для поддержки «оптимальной» пропорции между количеством земли, продовольствием и населением предлагалось в V в. до н.э. старокитайським философом Конфуцием (551-479 гг. до н.э.) и его последователями как эффективный государственный запад.
Проблема ограничения численности населения, опасность чрезмерного роста народонаселения, которая периодически возникала в государствах античного мира, нашла отражение в высказываниях и работах выдающихся греческих мыслителей того времени: Сократа (ок. 470399 до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).
Большое влияние на формирование взглядов на политику в области воспроизводства населения производили религиозные доктрины, что вполне заменяли как регуляторы поведения правовые нормы. Христианство осуждало аборт и детоубийство, но поощряло сдержанность. Религиозные доктрины Востока, что преобладали в Китае, Индии, Персии, в целом одобряли продолжения рода и деторождения, но в буддизме (и в меньшей степени в индуизме) обет безбрачия считалась высоким духовным идеалом.
Экономические условия, что в средние века изменились, способствовали появлению у крестьян стимулов к большой семьи - воспитание детей стоило дешево, а рабочая сила в хозяйстве была нужна, тем более что облагалось налогами, как правило, только взрослое население. Отношение к численности населения, семьи определялось высоким уровнем смертности, эпидемиями, уносящие сотни тысяч жизней. В XVII ст. Франция одной из первых в Европе начинает проводить политику поощрения роста населения. Ее мотивы обусловливались и учением меркантилизма и демографической ситуацией. Франция понесла большие потери в 30-летней войне с Германией (1618-1648 гг.), а также теряла население через значительную эмиграцию, вызванную религиозными преследованиями гугенотов.
До середины XVIII в. усилились экономические предпосылки популяціонізму, связанные с расширением мануфактурного производства и увеличением спроса на рабочую силу. Это поддерживало дальнейшее распространение идей желаемого роста населения. Они нашли свое отражение в трудах великих французских просветителей Же.-Же. Руссо (1712-1778 гг.), Ш. Монтескье (1689-1755 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.), в трудах Гельвеция, Моо, Юма и других мыслителей.
Только Вольтер (1694-1778 гг.), видимо, критически относился к идеям о росте населения, соотнося проблему населения с проблемами благосостояния и духовного развития.
Много российских государственных деятелей и ученых XVII-XIX вв. поддерживали идею увеличения населения. В крепостной России существовал закон, по которому каждая семья платила налог («тягло»). Отсюда возникала заинтересованность государства в ранних браках, поскольку увеличение числа новых семей обеспечивало приток новых доходов в казну. Ранние браки и высокая рождаемость одобрялись церковными догматами, которые формировали установки и поведение населения.
Наиболее целостное и систематизированное изложение необходимых и возможных мер политики населения в России был представлен в трактате М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа» (1761 г.). Он предлагал принять меры, направленные на создание благоприятных условий для рождения детей в браке и вне его, на сокращение детской смертности, на прекращении эмиграции. Меры были как культурно-образовательного характера, так и административно-правового (пересмотр церковных правил и обычаев).
При императрице Екатерине II (видимо, не без влияния трактата Ломоносова, как и не без влияния того, что осуществлялось во Франции, а ранее - в Риме) были отменены «венечные памяти» (по сути, пошлина за венчание), облегченный вступление в брак вдовам и женам ссыльных, при выборах на общественные должности предпочтение начали предоставлять тем, у кого больше детей. Указ Екатерины от 1774 г. повелел не венчать малолетних со взрослыми девицами. Указ 1784 г. Синода приказывал в проповедях склонять народ к благосклонного отношения к внебрачных детей. Были установлены дома для подкидышей и незаконнорожденных.
Почти все прогрессивные деятели России того времени (государствоведы, медики, философы и писатели) разделяли популяціоністські позиции (А.П. Волынский, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев и др.). В то же время историк и публицист М.М. Щербатов считал быстрое увеличение крестьянского населения одним из факторов распространения .бідності в России.
На рубеже XVIII-XIX в. на смену популяціонізму пришла другая, противоположная доктрина, что доказывает необходимость сдерживания роста населения. Она получила название «мальтузіанство» по имени своего создателя Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834 гг.). Экономической предпосылкой антипопуляціонізму был активно осуществляемый промышленный переворот. Он вел к появлению лишних рабочих рук и ртов, накопления через избыточное количество населения.
Мальтус, заимствуя идеи англичанина М. Хейла и итальянца Дж. Ортеса о росте населения в геометрической прогрессии и ряд других экономических идей и теорий, объяснял причины возникновения бедности и пауперизму перенаселенностью и безрассудным размножением рабочего класса, высказывались за предупреждение избытка населения, в частности распространение в народе норм христианского аскетизма, воздержание от вступления в брак и обуздания «инстинкта размножения».
В конце XIX в. вновь появляются предпосылки для возрождения популяціоністських идей. Экономическая и географическая экспансия, которая сопровождала борьбу за раздел мира на сферы влияния, повысила роль численности населения как фактора силы, возможности создания великой армии. Низкая рождаемость во многих странах Европы и снижение прироста населения способствовали тому, что демографические проблемы стали предметом обсуждений на заседаниях парламентов.
Известный французский демограф Жак Бертильон. (1851-1922 гг.) объявил теорию Мальтуса «позорным», требовал законодательными методами влиять на увеличение рождаемости. Развитие взглядов на демографическую политику в XX в. произошел в Италии и Германии. Экспансия, борьба за жизненное пространство были стержнем геополитики итальянского и немецкого фашизма, которая принесла неисчислимые беды народам Европы, привела к потерям десятков миллионов людей, погибших во второй мировой войне.
Популяціоністська демагогия составляла важное звено идеологического арсенала фашизма. Итальянским дуче Муссолини была написана брошюра «как Численность сила», в которой он считал, что высокая рождаемость отличать фашистский народ от других европейских народов и указывать на его жизнеспособность, на его волю к продолжению жизнеспособности в веках.
Политика населения Гитлера, подобно политике Муссолини, диктовалась двумя соображениями: 1) большое население было необходимо для удовлетворения растущей потребности в «пушечном мясе»; 2) демографический компонент был важной составной частью «расовой теории».
Для демографической «образования» в Германии была огромным тиражом выпущена пропагандистская брошюра «Вымирающий народ». В миллионах экземпляров этой брошюры все ошибки списывались на эпоху либерализма и марксизма. Были запрещены противозачаточные средства и аборты, рекламировалась и поощрялась внебрачная рождаемость.
Фашизм на долгие годы скомпрометировал идеи демографической политики, которые и сейчас нередко связывают только с тоталитаризмом (фашизмом или коммунизмом), с его агрессивностью, что требует миллионных армий для утверждения своих идеологий среди других территорий и народов.
История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство населения. Общественно-экономические условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической политики, которой отводили нередко ошибочную роль главных лекарств для лечения больных экономик и социально-политических систем.