Машиностроение Беларуси — основная отрасль промышленного комплекса Белоруссии. Ни в одной из стран СНГ, включая Россию, оно не занимает столь высокого места.
Сильное развитие машиностроения в республике в советские времена было обусловлено несколькими причинами. Прежде всего особенностями ее ЭГГ — территориальной близостью к южной металлургической базе страны; развитой транспортной сетью, благодаря которой осуществлялись связи по кооперированию с крупнейшими машиностроительными центрами европейской части Союза, а также со странами — членами СЭВ. Белорусскую республику называли сборочным цехом СССР.
Большую роль на формировании машиностроительного комплекса Белоруссии сыграл сложившийся в ней научно-технический потенциал (исследовательские, проектно-конструкторские организации, опытные производства). Главными звеньями этого комплекса стали автомобилестроение, тракторостроение и производство сельскохозяйственной техники, станкостроение, электро- и радиотехническая промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Значительное место занимали производства военно-промышленного комплекса.
В условиях глубокого экономического кризиса 1990-х гг., отсутствия инвестиций, нарушения хозяйственных связей только за период 1991 —1995 гг. объемы производства машиностроительных предприятий сократились на 35,5%. Не проводилось обновление оборудования и технологий. В результате в настоящее время только около 18% всего парка машин и оборудования соответствует мировому уровню. Многие предприятия работают по устаревшим стандартам.
Особое место в машиностроительном комплексе Белоруссии всегда занимало автомобилестроение, специализирующееся на выпуске большегрузных грузовых автомобилей. Производственное объединение «БелАвто МАЗ» объединяет девять предприятий, среди них четыре сборочных. Головное предприятие объединения — .Минский автомобильный j?go? {MA3) был построен в 1944 г. на базе авторемонтных мастерских. В настоящее время он специализируется на выпуске автомобилей грузоподъемностью от 7,5 до 30 т, тягачей с полуприцепами, автосамосвалов, лесовозов. Белорусский автомобильный завод (БелАЗ) в г. Жодино возник в 1965 г. как филиал МАЗа» о затем выделился в самостоятельное предприятие. Его специализация — 40-, 75-, 110- и 120-тонные самосвалы, предназначенные для работы в карьерах открытой добычи полезших ископаемых. Могилевский автомобильный завод выпуск лет карьерные самосвалы, мощные тягачи и скреперы. Минский повод колесных тягачей. (МЗКТ) специализируется на акшуске автопоездов грузоподъемностью 25—70 т, спецшасси различной грузоподъемности для монтажа буровых установок, установок сейсморазведки, а также для нужд армии. Кроме того. в состав объединения входят машиностроительные предприятия подетальной специализации, обеспечивающие сборку автомобилей различными деталями и агрегатами — Минский рессорный» Барановичский агрегатный. Гродненский карданных валов, завод тяжелых штамповок в г. Жодино и др.
В 1991 г. Белоруссия выпустила 38,2 тыс. грузовых автомобилей. В 1099 г. из-за распада союзного рынка выпуск сократился до 13,4 тыс.
Для того чтобы сохранить ведущие позиции автомобильной промышленности в машиностроительном комплексе, увеличить объем производимой эту продукции выбрано несколько направлений ее развития. Одно из них разработка и выпуск новых видов продукции в расчете на обеспечение внутреннего рынка и потребностей экспорта. Для автомобильной промышленности страны перспективно создание совместных предприятий с зарубежными странами. В настоящее время Минский автомобильный завод реализует проект организации совместное Китаем предприятия по производству «МАЗов». В проекте принимают также участие Минский завод колесных тягачей и Белорусский автомобильный завод. Сборочные совместные предприятия уже работают в Польше и Египте.
Важное звено машиностроительного комплекса — тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение. Их ведущие предприятия находят в производственное объединение *Минский тракторный завод». МТЗ — его головное предприятие, построенное в 195О г., — специализируется на производстве универсальных колесных тракторов «Беларусь». МТЗ имеет тесные технологические связи с предприятиями подетальной специализации — Витебским заводом тракторных запасных частей, Бобруйским заводом тракторных деталей и агрегатов, Минским заводом специнструмента и технологической оснастки.
В Белоруссии была создана сеть заводов, выпускающих различную сельскохозяйственную технику: самоходные и прицепные кормоуборочные комбайны (Гомель), картофелеуборочные машины (Лида), сенажные башни и оборудование для животноводческих ферм (Барановичи), разбрасыватели удобрений (Бобруйск).