Из всех бывших республик СССР процесс перехода на новую социально-экономическую систему наиболее разрушительно проходил в Грузии.
Это было обусловлено несколькими причинами. Первая из них — внутриполитический хаос, воцарившийся в стране после провозглашения в 1991 г. независимости. Было образовано до 150 партий с различными, противоречивыми платформами, мешающими переходу к рыночной экономике. Были допущены нарушения государственного порядка, произошло обострение криминогенной обстановки, разрушение значительной части экономического потенциала страны.
Вторая причина — разрушительные военные конфликты в Абхазии, Южной Осетии. Прямые экономические убытки только от абхазской войны составили 6—7 млрд долл. Значительная часть экономического потенциала страны была выключена из активной хозяйственной жизни и надолго оставалась в полном бездействии. Хозяйственные связи с Россией и другими странами СНГ были прерваны. Основная железнодорожная магистраль, проходящая через Абхазию па Баку — Махачкалу — Грозный, практически не работала, ограничены были автомобильные перевозки. Результатом стали фактическая экономическая блокада, острый дефицит производственных ресурсов, особенно энергоносителей и материально-технических средств, необходимых для развития сельского хозяйства. Грузия оказалась в условиях острого экономического, социального, энергетического кризиса.
К 1998 г. по сравнению с 1988 г. произошло значительное сокращение по всем видам выпускаемой продукции.
Было разработало несколько программ развития экономики, вывода ее из кризиса. В 1994 г. появился вариант программы, разработанный с учетом рекомендаций МВФ. В ней предусматривались создание законодательной базы, адекватной рыночной регулируемой экономике, формирование финансово-кредитной сферы, трансформация форм собственности, преобразование банковской сферы и налоговой системы, либерализация пен и внешней торговли. Возможность успешного проведения реформ связывалась с западной помощью. Несмотря на неблагоприятную политическую и социально-экономическую обстановку для проведения реформ трансформация в экономике все же началась. 1995 г. можно считать переломным в ходе проведения реформ. В этот год была проведена денежная реформа: введена национальная валюта лари, с денежного рынка были вытеснены российский рубль и американский доллар. В 1996 г. появился первый план социально-экономического развития Грузии, включивший в себя 48 программ. Начиная с 1996 г. наметились первые признаки роста экономики. R настоящее время завершена малая приватизация, в ходе которой было приватизировано около 10 тыс. малых и средних предприятий (80% из них — предприятия торговли и сферы обслуживания). В промышленности приватизировано 55% предприятий, из торговле и бытовом обслуживании — 90, на автомобильном транспорте — 98%. Примерно 3/4 внутреннего продукта теперь создаются в частном секторе, на его долю приходится более 2/3 доходов государственного бюджета.
Промышленность страны находится в тяжелом положении, для которого характерны обвальное* катастрофическое падение объемов производства и продаж, массовая остановка предприятий, кризис платежей. Промышленный потенциал используется не более чем на 20%, в том числе в машиностроении на 10, в легкой промышленности — на 7%.
Положительные тенденции, которые наметились в Грузии в результате проведения стабилизационной политики, были сильно подорваны мировым и российским финансовыми кризисами, и страна вновь поставлена на грань экономического хаоса.
За годы реформ было прекращено или резко сократилось производство многих важнейших видов промышленной продукции. Спад производства проходил в процессе реализации основного требования монетарной политики, навязываемой международными финансово-кредитными организациями — искусственного чрезмерного ограничения массы в обращении, максимального сжатия платежеспособного спроса. Не осуществлялась модернизация промышленно-производственных фондов.