Амударьинский район Туркменистана (34,2% территории и 41,9% населения страны). Связующей артерией территории является, конечно же, Амударья.
Но в районе существуют и отделенные Узбекистаном и малоосвоенной частью Заунгузских Каракумов и Кызылкума друг от друга части. Поэтому в его составе можно выделить два крупных подрайона: Лебанский (по названию велаята с центром в Туркменабате в среднем течении Амударьи) и Дашогузский, или Нижнеамударьинский.
Более мощен по экономическому потенциалу Лебанский подрайон, где располагается второй по величине город страны — Туркменабат. Промышленные предприятия сосредоточены здесь в городах, расположенных но долине Амударьи. Территория выделяется развитием химической и нефтеперерабатывающей промышленности (города Туркменабат и Сейди). На заводе удобрений в Туркменабате используют собственное сырье с ближайших газовых месторождений (Ачак) и месторождения серы на юге велаята (Говурдак). Из других отраслей стоит выделить легкую промышленность (шелковая в Туркменабате, ковровая в городах Атамурат и Халач, каракулевый завод в Туркменабате). Представлены также текстильная, швейная и трикотажная отрасли. Значительное количество хлопкоочистительных заводов разбросано по всем крупным районам оросительных систем. Машиностроение обслуживает профилирующие отрасли.
Уникальное предприятие пищевой промышленности расположено в Туркменабате: здесь из корня солодки производят различные виды экстрактов (лакрица), идущих и на экспорт.
Юго-восток велаята выделяется добывающей промышленностью (месторождения свинца, каменной соли), но ее роль (кроме добычи серы) невелика.
Сельское хозяйство специализируется на поливном земледелии (хлопководство, зерновые и кормовые культуры) и животноводстве (каракулеводство, шелководство). Получили развитие бахчеводство (особенно выращивание особого сорта чарджоуских дынь), садоводство и виноградарство.
Центр территории — г. Туркменабат — известеп с 1866 г. как русское укрепление Чарджуй, возникшее при строительстве Сред неазиатской железной дороги. В 1924—1У27 гг. город носил название Ленинск, в остальное время до 2000 г. — Чарджоу (Чарджев). Туркменабат — крупный промышленный центр, а также транспортный узел: здесь сходятся железные дороги Бухара — Ашхабад и Атамурат — Дашогуз. В Туркменабате имеется речной порт, осуществляющий перевалку грузов, по в последнее время в очень незначительных количествах.
К югу от города сохранились развалины Старого Чарджуя (цитадель, мавзолей), входившего в средние века в состав Бухарского ханства и являвшегося остановочным пунктом на Великом шелковом пути.