В XXI век Китай и Россия вступили как две великие державы -стратегические партнеры, во многом решающие сходные задачи развития и оказывающиеся в условиях глобализации перед сходными вызовами и угрозами.
Рост геополитического влияния КНР делает китайский фактор одним из ключевых компонентов долгосрочного политического глобального и регионального прогнозирования. Следуя курсу на мирное развитие и возвышение, Китай шаг за шагом превращается в один из крупнейших факторов мирового развития и роста экономического потенциала планеты. В мире появляются разнообразные сценарии, самые крайние из них либо рассматривают дальнейшее усиление КНР как рост «китайской угрозы», либо же предрекают неминуемый крах Китая в недалеком будущем. Прогнозы относительно будущего России западных советологов, перековавшихся в русистов, также не отличаются особым оптимизмом и доброжелательством.
Чтобы верно оценить и учесть значение китайского фактора для России в его долгосрочной динамике, необходимо дать ответ, по меньшей мере, на две основные группы вопросов. Первая из них касается движущих сил и условий дальнейшего прогресса КНР, а также сил и обстоятельств, ей противостоящих или сдерживающих ее развитие. Вторая группа вопросов связана с воздействием успешной или, напротив, неуспешной реализацией Китаем поставленных им перед собой целей и задач на судьбы других стран, на глобальную ситуацию. Прежде всего важно уяснить значение КНР для будущего России, для решения ею своих национальных задач, определения своего достойного места в мире, для выявления потенциала сотрудничества, соразвития двух держав, а также возможных, а порой неизбежных препятствий и противоречий, которые необходимо преодолевать. Методология прогнозирования, разработанная учеными Института экономических стратегий РАН под руководством члена-корреспондента РАН, профессора Б.Н. Кузыка, дает возможность создать и использовать достаточно солидную базу для поиска ответов на поставленные вопросы путем комплексного анализа девяти базисных факторов, определяющих внутреннюю и международную стабильность развития Китая. Эти же девять компонентов позволяют с высокой степенью достоверности определить комплексную мощь не только Китая, но и любого другого государства16. Здесь представлены в кратком виде некоторые результаты этого анализа.
1. Управление. Решающую роль для успешного продвижения КНР по пути всесторонней модернизации и наращивания экономического потенциала играет сильная государственная и партийная власть. Авторитет этой власти опирается на ее поддержку абсолютным большинством общества и населения страны. Сохранение этого важнейшего фактора является, на наш взгляд, важнейшим условием дальнейшего «мирного возвышения» Китая.
Китайский опыт убедительно демонстрирует тот факт, что сильная власть, которая учитывает вызовы времени и обладает высокой степенью адаптивности, способна поддерживать социально-экономическую стабильность в стране, ставить и решать задачи, отвечающие насущным и перспективным интересам общества.
2. Территория. С точки зрения обеспечения территориальной целостности Китая важнейшим направлением деятельности в первой половине XXI века остается задача воссоединения Тайваня с КНР. Достаточно острым остается и вопрос размежевания Китая с рядом соседних стран в акваториях Восточно-Китайского (Япония и Корея) и Южно-Китайского морей (Вьетнам, Малайзия, Филиппины, Бруней и Индонезия), в особенности в связи с прогнозом о наличии там значительных залежей нефти и газа.
На этом фоне, чреватом возникновением региональных и даже глобальных конфликтов, успешное завершение российско-китайских переговоров о прохождении границы стало исключительно важным фактором, способствующим не только дальнейшему позитивному развитию двустороннего стратегического партнерства, но и укреплению безопасности и стабильности в регионе Северо-Восточной Азии. В этом же направлении действует и договорное закрепление территориального размежевания КНР со странами Центральной Азии - бывшими республиками Советского Союза.
3. Природные ресурсы. Рассматривая перспективное развитие Китая, необходимо учитывать то обстоятельство, что заданные объемы и темпы экономического роста КНР по совокупным данным разведанных и освоенных источников природных ресурсов на настоящее время не обеспечены в необходимой мере собственными природными ресурсами, исключая каменный уголь, олово, вольфрам и редкие металлы. Особенно остро ощущается недостаток пахотных и лесных угодий, которые быстро сокращаются под натиском урбанизации. Растет также дефицит пресной воды в северных районах страны. Дефицит некоторых видов сырья и энергии усугубляется ресурсозатратной моделью экономического роста. Сохранение высоких темпов роста неизбежно ведет к усилению зависимости КНР от импорта сырья и энергии.
Поэтому Китай рассчитывает на то, что возрастающие поставки нефти из других регионов, включая Россию и Центральную Азию, помогут ему диверсифицировать импорт нефти и тем самым укрепить свою безопасность. Этим же целям, как представляется, может служить и налаживание кооперации между КНР, Россией и Индией в энергетической области. Такое сотрудничество может стать одним из краеугольных камней их стратегического партнерства. Именно на это было обращено внимание в Совместной декларации, подписанной лидерами двух стран по итогам визита президента В.В.Путина в Китай в марте 2006 г.
Следует также учитывать влияние высоких темпов экономического роста Китая на состояние окружающей среды. К сожалению, идет процесс загрязнения окружающей среды, который все больше выходит за национальные границы КНР. приобретая региональные и планетарные масштабы, что требует скоординированных усилий по их преодолению.
Стремление Китая обеспечить свою стратегию долговременного развития надежными внешними источниками сырья и энергии, в том числе в рамках двусторонней и многосторонней кооперации, может служить одной из важных опор как долговременного двустороннего российско-китайского экономического и иного сотрудничества, так и их более широкого взаимодействия в Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире.
4. Население. Руководство и общественность Китая особое внимание уделяют тому, чтобы избежать демографического кризиса, при котором увеличение численности населения резко затруднило бы обеспечение его продовольствием, жильем, топливом и рабочими местами. Поэтому численность населения КНР приходится жестко контролировать. С начала 1970-х годов Китаю удалось поставить под контроль чрезмерный рост численности населения и предотвратить рождение не менее 300 млн младенцев. В условиях сравнительно еще отсталой экономики за относительно короткие сроки произошел исторический переход к новому типу воспроизводства населения - с умеренной рождаемостью, низкой смертностью и низким приростом населения.
Хотя на региональном уровне влияние России за последние годы несколько укрепилось, но этого явно недостаточно для того, чтобы она могла выступать в качестве важного регионального фактора, в то время как Китай и другие наши соседи демонстрируют завидные темпы роста своей мощи и влияния в АТР.
Сохраняющаяся слабость экономического и военного присутствия РФ в Восточной и Северо-Восточной Азии связана, в частности, с плачевным положением российского Дальнего Востока, которое пока не компенсируется искусством дипломатии, но порою еще более усугубляется заявлениями доморощенных «европеистов» о некой обремененности России Сибирью и Дальним Востоком. Это ведет к тому, что американские, японские, южнокорейские и даже некоторые, как отмечалось выше, китайские аналитики и в геополитическом и, естественно, геоэкономическом плане все чаще рассматривают как приоритетные конфигурации Китай - США - Япония, Китай - США - Япония - Корея, а порой и многоугольники с участием единой Европы, забывая или игнорируя реальную глобальную и региональную роль России.
Парадоксально, но на глобальном уровне у России и Китая из-за наличия треугольника пересекающихся интересов РФ -США - КНР и появления новых острейших международных проблем и угроз наблюдается больше точек соприкосновения и сфер реального сотрудничества, чем в области двустороннего взаимодействия на региональном уровне.
С учетом вышеизложенного «девятифакторного» анализа гипотетически можно предположить несколько основных возможных сценариев развития российско-китайских отношений в ближайшей и среднесрочной перспективе, вплоть до 2050 г.