После основания Санкт-Петербурга торговля с Западной Европой указом Петра I полностью переводится в новую столицу
, и работа Архангельского порта почти прекращается. Практически прекращается и приток переселенцев на Север. Более того, часть жителей Севера, особенно «мастеровых», архангелогородских корабелов и моряков. Петр I организованно (другими словами, насильно) переселяет в Санкт-Петербург и его окрестности. Таким образом. Север теряет не просто торговые и ремесленные занятия своего населения — район теряет и активных людей — носителей этих занятий.
На Севере в этот период заметно развивались лишь районы, приближенные к новой столице. Оживление хозяйственной жизни в районах, лежащих вдали от Санкт-Петербурга, началось лишь в конце XIX в.
С 1880-х гг. в лесную промышленность Севера стал активно вторгаться иностранный капитал, лесозаготовки в бассейне Северной Двины резко возрастают. В Архангельске, расположенном в устье большой реки, охватывающей своим бассейном огромный лесной край, возникают десятки лесопильных заводов. С началом Первой мировой войны, когда русская армия остро нуждается в вооружении и боеприпасах (а перевозки по Балтийскому морю невозможны), снова резко возрастает значение Севера для связи России с Западной Европой. Поскольку Архангельский порт надолго замерзает, создается новый порт на северном берегу Кольского полуострова — Романов на M урмане (современный Мурманск). До него в 1916 г. быстро строится железная дорога. Такая же ситуация повторилась и в годы Великой Отечественной войны, когда большинство грузов из США и Великобритании поступало в СССР через Мурманск и Архангельск.