Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Социально-экономическая карта имеет важное познавательное значение. Она является важной теоретической проблемой, над которой работает много ученых. Большое внимание решению этой проблемы уделяет ООН.

Современные представления об организации мирового экономического пространства несколько изменились в связи с новой методикой расчетов главных макроэкономических показателей, предложенных Международным Валютным Фондом (МВФ).

За последние пятьдесят лет социально-экономическая карта существенно изменилась. Научно-технический прогресс вызвал резкий рост экономического потенциала стран мира. Экономическое развитие происходило быстрыми темпами. Причем в развивающихся странах, эти темпы были в три раза выше, чем сто лет назад в экономически высокоразвитых странах. Значительных успехов человечество достигло в развитии информации, коммуникации, исследовании космического пространства. Однако нерешенными остались многие социальные проблемы. Во многих странах царит голод, нищета и безработица.

На социально-экономической карте мира отдельные страны и разные типы стран различаются прежде всего экономическим потенциалом, который можно охарактеризовать размерам созданного ВНП. Абсолютные размеры ВНП отражают экономическую мощь страны и ее удельный вес в мировом экономическом пространстве. На абсолютные размеры экономического потенциала влияет прежде всего численность населения. При прочих равных условиях большая страна обладает соответственно большим экономическим потенциалом, меньше зависит в своем развитии от внешних факторов и имеет возможность ориентироваться на внутренний рынок.

За период с 1950 по 1993 гг экономический потенциал стран вырос почти в шесть раз. Экономическое соотношение сил на карте мира сложилась таким образом, что 74% ВНП сосредоточено в экономически высокоразвитых странах, в странах, идущих по пути рыночных преобразований - 3,5%, в социалистических странах - 2,5%, в развивающихся странах - 20 %.

В первую десятку самых могущественных стран мира вошли различные типы стран. Однако главное место в формировании ВВП этих стран принадлежит экономически высокоразвитым странам. Открывает первую десятку самых могущественных стран мира США. Экономический потенциал этой страны составляет 20% ВНП мира. В связи с тем, что абсолютные размеры экономического потенциала зависят от количества населения, то в первую десятку стран мира с наибольшим ВВП вошли Китай и Бразилия (рис. 6). В начале 90-х годов Украина по размерам ВНП занимала 29 место в мире. По этому показателю ее можно было сопоставить с такими странами, как Норвегия и Турция.

Среди регионов мира наибольшим экономическим потенциалом обладает Европа - 34,8% ВНП мира, в Северную Америку (США и Канаду) и Азию приходится более половины ВНП мира и только 9,1% - на Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию.

Исторические и современные соотношения в уровнях экономического развития стран возможны на базе показателя ВНП на одного жителя. ВНП на одного жителя определяет уровень экономического развития стран и раскрывает процесс дифференциации стран и регионов. Социально-экономическая карта по этому показателю очень неоднородна. С одной стороны, это. сравнительно небольшая группа экономически высокоразвитых стран, которые характеризуются высоким уровнем экономического развития, а с другой стороны, большое количество стран Азии, Латинской Америки в мировом экономическом пространстве занимают полярное положение.

За последние пятьдесят лет ВНП на одного жителя вырос более чем в три раза. В начале 90-х годов разрыв в уровнях экономического развития между экономически высокоразвитыми странами и развивающимися странами, составил 20:1.

В целом в мире преобладают страны с низким и средним уровнем экономического развития, а страны с высоким уровнем экономического развития - 30. В Европе находится большинство стран с высоким уровнем экономического развития. В Латинской Америке преобладают страны со средним уровнем экономического развития, а в Африке и Азии - всего стран с низким уровнем экономического развития.

В первую десятку наиболее развитых стран мира входит восемь европейских стран, и только Япония и США одиночно представляют другие регионы. Открывает список наиболее развитых стран мира Швейцария, а закрывает - Финляндия. Только три страны, которые развиваются - Кувейт, ОАЭ и Сингапур - вошли во вторую десятку стран мира с высоким уровнем экономического развития. Страны, которые идут по пути рыночных преобразований, в глобальной шкале уровней экономического развития занимают средние ряды, на нижних рядах этой шкалы разместились Армения, Грузия, Таджикистан. Украина в глобальной шкале уровней экономического развития находится на 33 месте. ВНП на одного жителя Украины составляет только 8% от уровня США. Согласно этому показателю, ее соседями являются Турция и Словакия.

Уровень экономического развития страны в целом достаточно точно отражает структура занятости населения. Этот уровень, как правило, прямо пропорционален удельному весу экономически активного населения (ЭАН), занятого сфере услуг, и обратно пропорционален доле населения, занятого в сельском хозяйстве.

В экономически высокоразвитых странах происходит постоянное снижение доли занятых в промышленности, а в развивающихся - наоборот, с индустриализацией растет удельный вес занятых в этой отрасли. Гак, в экономически высокоразвитых странах доля занятых в промышленности в среднем составляет 25%, а в развивающихся - 13%. В странах, идущих по пути рыночных преобразований, удельный вес занятых в промышленности колеблется от 47% (Болгария) до 43% (Россия). Среди стран мира минимальное значение этого показателя в Руанде - 3%.

Развивающиеся страны, характеризуются высоким удельным весом занятых в сельском хозяйстве. В этой отрасли занято в среднем: 0% населения, тогда как в экономически развитых странах - только 2-8%. Среди стран мира доля занятых в сельском хозяйстве колеблется в: д максимального значения в Руанде - 91%, до минимального значения в Великобритании - 2%.

Экономически высокоразвитые страны отличаются высоким удельным ^ мощью занятых в сфере услуг. В этих странах в сфере услуг занято в среднем 55% ЭАН, тогда как в развивающихся странах, - только 22%. С странах, идущих по пути рыночных преобразований, в Китае, новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки доля занятых в сфере услуг составляет примерно 30 ~ 40%.

В экономически высокоразвитых странах во внутренней структуре сферы услуг наблюдается тенденция к увеличению доли нетрадиционных отраслей - финансовых услуг, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Во внутренней структуре сферы услуг в странах развивающегося доминируют традиционные отрасли - торговля, гостиничное и ресторанное блюдо, тогда как страны, идущие по пути рыночных преобразований, характеризуются высоким удельным весом инфраструктурных отраслей - транспорта и связи.

За последнее десятилетие динамика экономического роста в странах мира была крайне неравномерной. Темпы экономического роста зависели прежде всего от экономической политики, которая проводилась в разных странах.

Высокие темпы экономического роста наблюдались в странах, которые осуществили радикальные рыночные реформы и придерживались либеральной экономической политики. К ним относились прежде всего новые индустриальные страны (НИС) и территории Азии. За этот период рекордсменами мира по темпам экономического роста были Таиланд и Республика Корея, соответственно 8,9 и 8,6%.

В стадии глубокого экономического спада продолжали оставаться страны идут по пути рыночных преобразований. В этих странах происходил спад экономики - в среднем 4,0% в год. Наиболее глубоким спадом отличались страны, медленно проводили экономические реформы - Казахстан, Беларусь, Россия и Украина. На их фоне выделялись страны, в которых начался экономический рост - Польша, Чехия, Словения, Хорватия, страны Балтии.

В экономически высокоразвитых странах средние темпы экономического роста составили 3,5%. За этот период наиболее динамично развивались Ирландия и Новая Зеландия, в которых среднегодовые темпы экономического роста составили 4,5%. Стабильные темпы экономического роста наблюдаются в США - 2,6%. В Японии за последние годы кризис замедлил темпы экономического роста до 0,6%. Претерпела стагнации шведская модель государственного регулирования экономики, глубокий экономический спад наблюдался в Финляндии. В этих странах за последние десятилетия были низкие темпы экономического роста в группе экономически высокоразвитых стран.

Значительные различия в темпах экономического роста наблюдались в развивающихся странах. Высокие темпы экономического роста, кроме НИС были в Чили и Ботсване. Страны, которые пытались проводить протекционистскую экономическую политику, потерпели экономического кризиса. В Латинской Америке к таким странам относились Венесуэла, Гаити, Никарагуа, в Африке - Демократическая Республика Конго, в Азии - Филиппины. В развивающихся странах, выделяется также группа стран, которым большой вред нанесли войны и внутренние конфликты - Ангола, Эфиопия, Афганистан, Ирак, Иран, Ливан, Мьянма, Камбоджа.

На пороге XXI века. страны мира стоят перед проблемой интеграции экономического роста с развитием человека. Ведь человек занимает центральное место в процессе развития и является ценным ресурсом любой страны, а экономическое развитие должно более эффективно удовлетворять его потребности.

В связи с этим определение параметров человеческого развития является важной методологической проблемой. С 90-х годов в ежегодных отчетах Программы развития ООН (ПРООН) широко используется интегральный показатель - индекс человеческого развития (ИЧР). Он дает общее представление о развитии человека в отдельных странах и регионах. Этот показатель широко используется ООН для наблюдения за прогрессом отдельных стран и человечества в целом. Чем выше значение ИЧР, тем выше гуманитарное развитие страны.

ИЧР является альтернативой по показателю ВВП на одного жителя. Его преимущество в том, что он объединяет экономические показатели, то есть учитывает уровень жизни населения, уровень образования и состояние здоровья. При определении ИЧР для характеристики уровня жизни населения используется показатель ВВП на одного жителя. Уровень образования характеризуется показателем грамотности взрослого населения и средней продолжительности лет обучения. Состояние здоровья населения оценивается показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении, который отражает всю реальную совокупность условий жизни и труда человека - развитие медицины, качество питания, чистоту окружающей среды и т.д..

Господствует мнение, что высокий образовательный уровень людей является залогом их материального благосостояния. Согласно методике ПРООН, индекс образовательного уровня населения является одним из основных критериев оценки уровня человеческого развития.

На протяжении последних тридцати лет страны мира приложили много усилий, чтобы уменьшить количество неграмотных и создать систему образования, которая отвечает требованиям их экономического и социального развития. Но в середине последнего десятилетия XX в. проблема ликвидации неграмотности в мире остается нерешенной.

Согласно данным ООН, в 1960 г. доля неграмотных среди взрослого населения составляла 49,9%, до 1993 г. уровень неграмотности снизился до 37%, а в 2000 г. - до 22%.

Высокий уровень неграмотности взрослого населения наблюдается в развивающихся странах - 39%. На эти страны приходится 95% всех неграмотных мира. В экономически высокоразвитых странах и странах бывшей плановой экономики осталось около 2% неграмотного взрослого населения.

В развивающихся странах, наблюдаются значительные региональные различия в уровнях неграмотности. В Южной Азии и Африке южнее Сахары неграмотной остается половина взрослого населения, в Латинской Америке, в Восточной и Юго-Восточной Азии - треть.

Высокие уровни неграмотности всегда сопровождаются большой разницей между уровнем грамотности среди мужчин и среди женщин, между городскими и сельскими жителями. Уровень неграмотности среди женщин в среднем на 25% выше, чем у мужчин, а уровень неграмотности населения, проживающего в сельской местности, в 2-3 раза превышает соответствующий уровень в городах. Например, в Китае с 230 млн. неграмотных сельские жители составляют 211 млн. человек.

Хотя общий уровень неграмотности населения снизился, абсолютное число неграмотных из года в год растет. В развивающихся странах, абсолютное число неграмотных составляет 920 млн. человек, тогда как в остальных странах мира - только 40 млн. человек. Абсолютное число неграмотных удалось сократить только в некоторых арабских странах и странах Латинской Америки.

Первую десятку стран с наибольшим количеством неграмотного населения открывают Индия и Китай. В этих странах проживает половина неграмотного населения мира.

В развивающихся странах, высокий уровень неграмотности является следствием большого разрыва между высокими темпами естественного прироста населения и низкими темпами развития образования. Состояние образования в той или иной стране определяется уровнем социально-экономического развития. В экономически высокоразвитых странах на образование тратится в среднем 5,4% ВВП, тогда как в развивающихся странах, - только 3%, а в расчете на одного жителя - соответственно 769 и 65 долларов. Наименее развитые страны не могут обеспечить своему населению даже доступ к начальному образованию.

Качественные характеристики обучения раскрывает такой показатель, как количество учащихся, приходящееся на одного учителя. В развивающихся странах этот показатель составляет 60 учеников на одного учителя, тогда как в экономически высокоразвитых странах - 20 учеников.

В развивающихся странах, наблюдается очень узкий доступ к высшему образованию. В начале 90-х годов в Африке доля высшей школы в общей численности охваченных обучением в школах всех уровней составила только 2,3%, а в Азии - 3,5%.

Комплексную оценку уровня образования в отдельных странах и регионах показывает индекс уровня образования населения. В глобальной шкале индексов уровня образования первое место занимает Канада - 0,99, а полярное положение занимает Нигер - 0,13. Индекс уровня образования в большинстве стран, составляет в среднем 30% уровня экономически высокоразвитых стран. Индекс уровня образования Украины - 0,87. По этому показателю Украина занимает 50 место в мире. Среди регионов мира высокий индекс уровня образования в Северной Америке, а самый низкий - в Африке.

Важное место среди социальных показателей, отражающих уровень жизни населения, занимают данные по здравоохранению.

Развивающиеся страны, характеризуются крайне низким уровнем развития здравоохранения. В этих странах создание новых больниц и подготовка медицинского персонала значительно отстают от темпов прироста населения. Характерная особенность здравоохранения в этих странах - неравномерность размещения лечебных учреждений и медицинского персонала. Как правило, значительная их часть находится в городах.

Степень развития здравоохранения и обеспечения населения медицинской помощью раскрывают относительные показатели - количество жителей на одного врача и на одно больничную койку. В развивающихся странах, потенциальных пациентов на одного врача приходится в 30 раз больше, а на одну койку в 50 раз больше, чем в экономически развитых странах. Врачебная помощь практически недоступна большинству населения в странах Южной Америки и в Африке южнее Сахары. Только в новых индустриальных странах (НИС) и нефтедобывающих странах на одного врача приходится менее 1000 жителей, в большинстве стран - от 5000 до 20000 жителей, а в Эфиопии - почти 90000 жителей.

В развивающихся странах, плохо удовлетворяются потребности в стационарном лечении. Во многих из этих стран на одно больничную койку приходится 2000 человек, а в Эфиопии - 4000, в остальных странах - от 500 до 250 человек. В этих странах на лекарства расходуются мизерные суммы - 0,5 доллара, между тем средний статистический житель в экономически развитых странах тратит на эти цели 100 долларов. Наиболее репрезентативный показатель здоровья нации - продолжительность жизни населения, которая за последние три десятилетия выросла почти во всех странах мира. Только в двух африканских странах - Уганде и Замбии оно сократилось на пять лет.

Однако в уровнях средней продолжительности жизни наблюдаются еще значительные различия. В 1950 г. для мира в целом продолжительность жизни составляла 50 лет, в 1993 г. - 64, в 1999 г. - 60 лет. В экономически высокоразвитых странах продолжительность жизни на 15 лет больше, чем в развивающихся странах.

Во всех странах мира женщины живут дольше, чем мужчины. В начале 1990-х годов в пятнадцати странах средняя продолжительность жизни достигла 80-ти лет и более. Однако в одной стране еще не достигнут 80-летнего уровня средней продолжительности жизни для мужчин. В Украине за последние 20 лет средняя продолжительность жизни не изменилась, а для мужчин сократилась на три года и составляла соответственно 76 и 64 года.

Среди регионов мира самые высокие показатели средней продолжительности жизни в Северной Америке и Западной Европе, соответственно 76 и 75 лет, а самые низкие - по Африке - 50, а в таких странах, как Эфиопия и Сьерра-Леоне - не достигает даже 40 лет. Рост средней продолжительности жизни обусловлено сокращением смертности во всех возрастных группах.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии