Упаковка товара - это средство или совокупность средств, обеспечивающих защиту товара от порчи, повреждения, внешнюю среду от загрязнения, способствует рациональной организации процесса транспортировки и хранения, выступает маркетинговым инструментом при продвижении товаров.
Расширению использования упаковки как маркетингового инструмента способствуют:
- Самообслуживание в торговле. Упаковка должна привлечь внимание потребителя, предоставить информацию о товаре, привлечь потенциального покупателя и убедить его совершить покупку;
рост благосостояния потребителей. Они могут заплатить больше за удобство, привлекательный внешний вид упаковки, ее надежность, престижность;
фирменный стиль. С помощью упаковки должно быть легко узнать торговую марку возможность для инноваций.
К функциям упаковки относятся:
1) сохранение товара от порчи и повреждений;
2) сохранение окружающей среды от загрязнения товаром;
3) удобство использования товара;
4) создание оптимальных для продажи единиц товара (с определенными объемами, весом);
5) создание рациональных единиц для транспортировки, складирования, погрузки и выгрузки товаров;
6) предоставление информации о товаре - характеристики, функции, инструкции по хранению и использованию;
7) содействие продвижению товара.
В зависимости от назначения различают следующие виды упаковок:
1) внутренняя упаковка, является непосредственным вместилищем товара. Например, бутылка, в которую налит шампунь, тюбик, содержащий зубную пасту. Это вид упаковки сохраняется на протяжении использования продукции;
2) внешняя упаковка - средство, предназначенное для защиты внутренней упаковки. Ее уничтожают при подготовке товара к непосредственному использованию. Например, картонная коробка, содержащая тюбик зубной пасты;
3) транспортная упаковка - средство, предназначенное для упаковки, хранения и транспортировки. Например, это картонная коробка, содержащая несколько одинаковых пакетов с молоком и делает удобным и рационализирует процесс погрузки, перевозки продукции к месту продажи, складирования.
В зависимости от места упаковки упаковка может быть:
1) производственной (упаковки осуществляется производителем);
2) торговой (упаковка осуществляется розничным торговым предприятием).
К упаковки относятся этикетки и укладки. Этикетка содержит название продукта,
товарный знак, штрих-код, содержание товара, инструкции по эксплуатации и хранения, рекламные материалы. Укладки добавляют в случае необходимости, они содержат детальные инструкции как пользоваться продукцией и предостережения по технике безопасности. Например, укладки содержит фармацевтическая продукция, бытовая техника.
Современные реалии экологического состояния окружающей среды диктуют свои требования не только к товару, но и к его упаковке. Общество все больше обращает внимание на проблему безопасности упаковки как при ее хранении, так и при утилизации.
Экологичная упаковка - средство для упаковки, хранения и удобства использования товара, при производстве которого используются только безопасные для человека и окружающей среды материалы и процессы, стремится к минимуму веса и объема, может быть повторно использован, частично или полностью переработан или безопасно утилизировать.
Восприятие потребителями упаковки переносится на сам продукт. Экологичность упаковки ассоциируется с безопасностью товара и формирует его положительный имидж.