Государство гарантирует каждому гражданину право на труд, удовлетворяет потребности в получении образования, здравоохранении, подготовке кадров, обеспечивает минимальный уровень заработной платы, пенсии, социальных выплат.
В ст. 46 Конституции Украины закреплено право граждан на социальную защиту, которая включает «право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом».
Реализация такого права на практике - это обеспечение достаточного уровня благосостояния гражданам государства, что соответствует международным условиям, а именно ст. 22 Общие декларации прав человека и ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966г., Из которой следует, что государства, участвуя в данном пакте государства признают право каждого человека на социальную защиту, включая социальное страхование.
Соответствии с правовыми актами Международной организации труда (МОТ) основой современного социальной защиты есть девять основных видов социальных пособий:
- Медицинское обслуживание;
- Помощь при болезни, безработицы, старости, в связи с несчастными случаями на производстве;
- Семейная помощь;
- Помощь при беременности и родов;
- Пособие по инвалидности;
- По случаю потери кормильца.
Во многих странах мира действует система взаимодополняющего социальной защиты, включающей в себя такие составляющие элементы:
- Государственное социальное обеспечение;
- Корпоративные социальные программы;
- Индивидуальное (частное) страхование.
На сегодня функционируют четыре модели социальной защиты:
- Социально-демократическая модель скандинавских стран (государство берет на себя значительную долю ответственности за социальную защиту населения);
- Модель неолиберальная (США) (проблемы по социальной защите между предпринимателями и наемными работниками решаются преимущественно при участии профсоюзов);
- Модель неоконсервативная (Германия) основана на смешанном государственно-частном решении социальных проблем (ответственность отдельного предпринимателя заменена системой обязательной коллективной ответственности под контролем государства);
- Система Бевериджа (Англия, Ирландия) (главной задачей государства является защита минимальных доходов граждан [57, 156]).
Рассмотрев эти модели можно сделать вывод, что система социальной защиты населения в Украине в наибольшей степени соответствует немецкой модели.
Следует выделить основные составляющие социальной защиты населения Украины:
1) социальное обеспечение;
2) социальная помощь;
3) социальное страхование.
Социальное обеспечение - это предоставление определенным категориям граждан социальных выплат за счет средств бюджетов.
Социальные выплаты малообеспеченным семьям, семьям с детьми, жертвам войны или политических репрессий при трансформационных преобразований экономики являются необходимыми и целесообразными. Однако они зависят как от экономической политики правительства, состояния государственного бюджета, так и от механизма их предоставления. Уменьшение финансовых возможностей государства может привести к задержке или уменьшения размеров социальных выплат. Установка завышенного уровня таких выплат негативно влиять на работу отдельных лиц.
Впервые понятие «социальное обеспечение» был применен в законодательстве США в 1935 г., а затем принято для постоянного использования МОТ. Ряд ученых-экономистов в понятие социального обеспечения включает страхование, обеспечение и помощь.
Советская финансовая наука, в которой понятие «социальное обеспечение» рассматривался в широком смысле как совокупность всех видов обеспечения нетрудоспособных членов общества, а в узком - обеспечение за счет средств бюджетов пенсией определенных категорий граждан, помощью малообеспеченных семей, содержание домов престарелых и инвалидов. Однако при советской власти социальное страхование было монополией государства и выглядело социальной помощи. Наличие страхования и обеспечения как двух самостоятельных форм оставалась декларативной. Социальное страхование не основывалось на страховых принципах, а полностью управлялось государством. Поэтому применение понятия «социальное обеспечение» в узком и широком смысле было следствием социально-экономической политики командно-административной системы.
За последнее время старая система социальной защиты населения частично разрушена. Социальное обеспечение осталось элементом социальной защиты, осуществляется в соответствии с действующим законодательством в форме социальных выплат определенным категориям граждан за счет средств государственного бюджета. В законе о Государственном бюджете Украины и решениях местных советов, органов местного самоуправления на каждый год закладываются отдельные виды и размеры социального обеспечения за счет бюджетных средств, исполнение которых возложено на управление труда и социальной защиты населения государственных администраций.
Система социальной помощи также построена на финансировании за счет налогов, других поступлений в государственный бюджет. Однако эти средства направляются не физическим лицам, а предприятиям и организациям как компенсация недополученных доходов. Социальная помощь предоставляется в форме жилищных субсидий, разного рода льгот и ориентирована на индивидуальную потребность гражданина.
Социальное страхование - это важная составная часть социальной защиты населения, центром которого является человек и его потребности, а качество их удовлетворения влияет на социально-экономическое развитие государства. Социальное страхование создает условия для воспроизводства рабочей силы и защиты граждан в случае наступления страховых случаев: утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы, несчастного случая на производстве, уходу за ребенком, беременности и родов и др..
Необходимость социального страхования обусловлена следующими причинами:
-Наличием граждан, которые не участвуют в общественно полезном труде, а потому не могут содержать себя за счет заработной платы;
-Наличием граждан, которые являются дееспособными, но не имеют возможности ее реализовать.
Система социального страхования включает в себя социальные, экономические, финансовые и правовые аспекты.
Социальные аспекты заключаются в создании всеобъемлющей и универсальной системы защиты всех слоев населения от всех факторов нестабильности. Наличие такой системы свидетельствует об эффективной социальной политике государства, направленную на удовлетворение потребностей граждан.
С экономической точки зрения социальное страхование выступает рычагом перераспределения денежных средств в обществе и связанное с развитием экономики. Укрепление экономики влияет на рост доходов предприятий, организаций, а вместе с тем и увеличение размера страховых взносов.
Социальное страхование влияет на повышение эффективности деятельности предприятия через материальное обеспечение и охрану здоровья работников. Оно создает необходимые экономические предпосылки для сохранения работоспособности экономически активной части населения, а в некоторых случаях обеспечивает выплату социальной помощи в случаях утраты трудоспособности вследствие общего заболевания, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
С правовой точки зрения социальное страхование - это система юридических норм, регулирующих социальную защиту населения при наступлении страховых случаев, предусмотренных законодательством.
Социальное страхование является финансовой категорией, выражает экономические отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта путем формирования фондов денежных средств и их использования для обеспечения граждан в старости, на случай постоянной или временной потери трудоспособности, безработицы, поддержки материнства, а также по здравоохранению.
В сфере социального страхования возникают следующие основные группы финансовых отношений:
• между страховыми фондами и юридическими лицами, которые выступают плательщиками обязательных взносов;
• между фондами и наемными работниками, за счет которых формируются доходы бюджета фонда;
• между фондами и государственным, местными бюджетами в процессе
перераспределения государственных финансовых ресурсов;
• между фондами и другими органами, средства которых используются для финансового обеспечения социальных программ;
• между территориальными и центральными органами фондов с целью обеспечения социальных выплат в региональном и местном разрезах;
• между фондом и определенными категориями граждан, которые получают за счет его средств материальное обеспечение и социальные услуги;
• между фондом и соответствующим ведомством, министерством (например, Министерством труда и социальной политики, службой занятости и т.п.);
• между фондом и учреждениями, организациями, которые выполняют определенные виды работ (профессиональное обучение и переподготовку не занятого населения);
• между фондами и финансовыми органами в процессе осуществления контроля за движением государственных финансовых ресурсов. Материальной основой этих отношений являются денежные средства, которые имеют законодательно определены источники формирования и направления их использования. Фонды денежных средств могут быть как дер-дарственными, так и негосударственными.
Социальному страхованию присущи две функции: распределительная и контрольная.
Распределительная функция происходит в форме движения денежных средств:
- Между отдельными государственными социальными фондами;
- Между бюджетами и социальными фондами;
- Путем выплаты пенсий, социальных пособий физическим лицам;
- Путем направления средств на содержание органов управления;
- Путем инвестирования в ценные бумаги и т.д.. Субъектами распределения государство, предприятия, организации, физические лица.
Объектом распределения выступает валовой внутренний продукт (ВВП), созданный в обществе за год.
В процессе распределения ВВП работодатели и физические лица уплачивают взносы на социальное страхование в государственные целевые фонды. В системе общеобязательного государственного социального страхования все работники обязаны участвовать в формировании социальных страховых фондов, платя установленные взносы.
Целевые фонды как самостоятельные финансовые системы созданы по каждому виду страхования. Размеры социальных выплат зависят во взноса застрахованного, а часто и от его заработка. Наряду с ориентацией на индивидуальные взносы в системе социального страхования имеют место элементы солидарного перераспределения.
Контрольная функция осуществляется в форме финансового контроля за движением денежных средств. Она обеспечивает полное и своевременное поступление средств в социальные фонды и их целевое использование в соответствии с плановыми заданиями. Контроль проводится с целью проверки соблюдения субъектами распределения действующего законодательства и согласование общественных, коллективных и частных интересов в государстве.
Социальное страхование выступает важным элементом финансовой системы Украины.
Государственное социальное страхование тесно связано с государственными целевыми фондами и государственным бюджетом, средства которых являются источниками финансирования социальных выплат.
Негосударственное социальное страхование может проводиться субъектами предпринимательской деятельности (страховыми обществами, негосударственными пенсионными фондами и т.д.). Отдельные субъекты распределения взаимодействуют между собой и эти отношения опосредуются движением финансовых ресурсов.
Управление средствами социального страхования осуществляют фонды, созданные по отдельным видам страхования.
Оперативное управление проводят правления и исполнительной дирекции Фонда.
Финансовый контроль осуществляют Государственная налоговая служба, Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство, Наблюдательные советы и тому подобное.