Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Государство гарантирует каждому гражданину право на труд, удовлетворяет потребности в получении образования, здравоохранении, подготовке кадров, обеспечивает минимальный уровень заработной платы, пенсии, социальных выплат.

 

 

В ст. 46 Конституции Украины закреплено право граждан на социальную защиту, которая включает «право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом».

 

Реализация такого права на практике - это обеспечение достаточного уровня благосостояния гражданам государства, что соответствует международным условиям, а именно ст. 22 Общие декларации прав человека и ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966г., Из которой следует, что государства, участвуя в данном пакте государства признают право каждого человека на социальную защиту, включая социальное страхование.

 

Соответствии с правовыми актами Международной организации труда (МОТ) основой современного социальной защиты есть девять основных видов социальных пособий:

 

- Медицинское обслуживание;

 

- Помощь при болезни, безработицы, старости, в связи с несчастными случаями на производстве;

 

- Семейная помощь;

 

- Помощь при беременности и родов;

 

- Пособие по инвалидности;

 

- По случаю потери кормильца.

 

Во многих странах мира действует система взаимодополняющего социальной защиты, включающей в себя такие составляющие элементы:

 

- Государственное социальное обеспечение;

 

- Корпоративные социальные программы;

 

- Индивидуальное (частное) страхование.

 

На сегодня функционируют четыре модели социальной защиты:

 

- Социально-демократическая модель скандинавских стран (государство берет на себя значительную долю ответственности за социальную защиту населения);

 

- Модель неолиберальная (США) (проблемы по социальной защите между предпринимателями и наемными работниками решаются преимущественно при участии профсоюзов);

 

- Модель неоконсервативная (Германия) основана на смешанном государственно-частном решении социальных проблем (ответственность отдельного предпринимателя заменена системой обязательной коллективной ответственности под контролем государства);

 

- Система Бевериджа (Англия, Ирландия) (главной задачей государства является защита минимальных доходов граждан [57, 156]).

 

Рассмотрев эти модели можно сделать вывод, что система социальной защиты населения в Украине в наибольшей степени соответствует немецкой модели.

 

Следует выделить основные составляющие социальной защиты населения Украины:

 

1) социальное обеспечение;

 

2) социальная помощь;

 

3) социальное страхование.

 

Социальное обеспечение - это предоставление определенным категориям граждан социальных выплат за счет средств бюджетов.

 

Социальные выплаты малообеспеченным семьям, семьям с детьми, жертвам войны или политических репрессий при трансформационных преобразований экономики являются необходимыми и целесообразными. Однако они зависят как от экономической политики правительства, состояния государственного бюджета, так и от механизма их предоставления. Уменьшение финансовых возможностей государства может привести к задержке или уменьшения размеров социальных выплат. Установка завышенного уровня таких выплат негативно влиять на работу отдельных лиц.

 

Впервые понятие «социальное обеспечение» был применен в законодательстве США в 1935 г., а затем принято для постоянного использования МОТ. Ряд ученых-экономистов в понятие социального обеспечения включает страхование, обеспечение и помощь.

 

Советская финансовая наука, в которой понятие «социальное обеспечение» рассматривался в широком смысле как совокупность всех видов обеспечения нетрудоспособных членов общества, а в узком - обеспечение за счет средств бюджетов пенсией определенных категорий граждан, помощью малообеспеченных семей, содержание домов престарелых и инвалидов. Однако при советской власти социальное страхование было монополией государства и выглядело социальной помощи. Наличие страхования и обеспечения как двух самостоятельных форм оставалась декларативной. Социальное страхование не основывалось на страховых принципах, а полностью управлялось государством. Поэтому применение понятия «социальное обеспечение» в узком и широком смысле было следствием социально-экономической политики командно-административной системы.

 

За последнее время старая система социальной защиты населения частично разрушена. Социальное обеспечение осталось элементом социальной защиты, осуществляется в соответствии с действующим законодательством в форме социальных выплат определенным категориям граждан за счет средств государственного бюджета. В законе о Государственном бюджете Украины и решениях местных советов, органов местного самоуправления на каждый год закладываются отдельные виды и размеры социального обеспечения за счет бюджетных средств, исполнение которых возложено на управление труда и социальной защиты населения государственных администраций.

 

Система социальной помощи также построена на финансировании за счет налогов, других поступлений в государственный бюджет. Однако эти средства направляются не физическим лицам, а предприятиям и организациям как компенсация недополученных доходов. Социальная помощь предоставляется в форме жилищных субсидий, разного рода льгот и ориентирована на индивидуальную потребность гражданина.

 

Социальное страхование - это важная составная часть социальной защиты населения, центром которого является человек и его потребности, а качество их удовлетворения влияет на социально-экономическое развитие государства. Социальное страхование создает условия для воспроизводства рабочей силы и защиты граждан в случае наступления страховых случаев: утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы, несчастного случая на производстве, уходу за ребенком, беременности и родов и др..

 

Необходимость социального страхования обусловлена следующими причинами:

 

-Наличием граждан, которые не участвуют в общественно полезном труде, а потому не могут содержать себя за счет заработной платы;

 

-Наличием граждан, которые являются дееспособными, но не имеют возможности ее реализовать.

 

Система социального страхования включает в себя социальные, экономические, финансовые и правовые аспекты.

 

Социальные аспекты заключаются в создании всеобъемлющей и универсальной системы защиты всех слоев населения от всех факторов нестабильности. Наличие такой системы свидетельствует об эффективной социальной политике государства, направленную на удовлетворение потребностей граждан.

 

С экономической точки зрения социальное страхование выступает рычагом перераспределения денежных средств в обществе и связанное с развитием экономики. Укрепление экономики влияет на рост доходов предприятий, организаций, а вместе с тем и увеличение размера страховых взносов.

 

Социальное страхование влияет на повышение эффективности деятельности предприятия через материальное обеспечение и охрану здоровья работников. Оно создает необходимые экономические предпосылки для сохранения работоспособности экономически активной части населения, а в некоторых случаях обеспечивает выплату социальной помощи в случаях утраты трудоспособности вследствие общего заболевания, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

 

С правовой точки зрения социальное страхование - это система юридических норм, регулирующих социальную защиту населения при наступлении страховых случаев, предусмотренных законодательством.

 

Социальное страхование является финансовой категорией, выражает экономические отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта путем формирования фондов денежных средств и их использования для обеспечения граждан в старости, на случай постоянной или временной потери трудоспособности, безработицы, поддержки материнства, а также по здравоохранению.

 

В сфере социального страхования возникают следующие основные группы финансовых отношений:

 

• между страховыми фондами и юридическими лицами, которые выступают плательщиками обязательных взносов;

 

• между фондами и наемными работниками, за счет которых формируются доходы бюджета фонда;

 

• между фондами и государственным, местными бюджетами в процессе

 

перераспределения государственных финансовых ресурсов;

 

• между фондами и другими органами, средства которых используются для финансового обеспечения социальных программ;

 

• между территориальными и центральными органами фондов с целью обеспечения социальных выплат в региональном и местном разрезах;

 

• между фондом и определенными категориями граждан, которые получают за счет его средств материальное обеспечение и социальные услуги;

 

• между фондом и соответствующим ведомством, министерством (например, Министерством труда и социальной политики, службой занятости и т.п.);

 

• между фондом и учреждениями, организациями, которые выполняют определенные виды работ (профессиональное обучение и переподготовку не занятого населения);

 

• между фондами и финансовыми органами в процессе осуществления контроля за движением государственных финансовых ресурсов. Материальной основой этих отношений являются денежные средства, которые имеют законодательно определены источники формирования и направления их использования. Фонды денежных средств могут быть как дер-дарственными, так и негосударственными.

 

Социальному страхованию присущи две функции: распределительная и контрольная.

 

Распределительная функция происходит в форме движения денежных средств:

 

- Между отдельными государственными социальными фондами;

 

- Между бюджетами и социальными фондами;

 

- Путем выплаты пенсий, социальных пособий физическим лицам;

 

- Путем направления средств на содержание органов управления;

 

- Путем инвестирования в ценные бумаги и т.д.. Субъектами распределения государство, предприятия, организации, физические лица.

 

Объектом распределения выступает валовой внутренний продукт (ВВП), созданный в обществе за год.

 

В процессе распределения ВВП работодатели и физические лица уплачивают взносы на социальное страхование в государственные целевые фонды. В системе общеобязательного государственного социального страхования все работники обязаны участвовать в формировании социальных страховых фондов, платя установленные взносы.

 

Целевые фонды как самостоятельные финансовые системы созданы по каждому виду страхования. Размеры социальных выплат зависят во взноса застрахованного, а часто и от его заработка. Наряду с ориентацией на индивидуальные взносы в системе социального страхования имеют место элементы солидарного перераспределения.

 

Контрольная функция осуществляется в форме финансового контроля за движением денежных средств. Она обеспечивает полное и своевременное поступление средств в социальные фонды и их целевое использование в соответствии с плановыми заданиями. Контроль проводится с целью проверки соблюдения субъектами распределения действующего законодательства и согласование общественных, коллективных и частных интересов в государстве.

 

Социальное страхование выступает важным элементом финансовой системы Украины.

 

Государственное социальное страхование тесно связано с государственными целевыми фондами и государственным бюджетом, средства которых являются источниками финансирования социальных выплат.

 

Негосударственное социальное страхование может проводиться субъектами предпринимательской деятельности (страховыми обществами, негосударственными пенсионными фондами и т.д.). Отдельные субъекты распределения взаимодействуют между собой и эти отношения опосредуются движением финансовых ресурсов.

 

Управление средствами социального страхования осуществляют фонды, созданные по отдельным видам страхования.

 

Оперативное управление проводят правления и исполнительной дирекции Фонда.

 

Финансовый контроль осуществляют Государственная налоговая служба, Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство, Наблюдательные советы и тому подобное.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии