Методом реализации в школьном обучении интеграционных процессов в биологии является межпредметные связи.
Они многоплановые по сути и функциям, поэтому все еще нет единого их определения. Очевидно, что ограничиться одним из названных аспектов для полного раскрытия сущности межпредметных связей невозможно. их следует понимать шире - как общепедагогической категории, характеризующей основные компоненты учебно-воспитательного процесса. Межпредметные связи являются отражением в учебно-воспитательном процессе принципа всеобщей связи, который относится к основным принципам диалектики. Это проявляется в освещении диалектической взаимосвязи между предметами и явлениями природы, фактами и событиями общественной жизни в содержании образования, раскрытии всех сторон этой взаимосвязи с помощью специальной организации преподавания и учебно-познавательной деятельности учащихся.
Межпредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций. Рассмотрим их.
Методологическая функция выражается в том, что только на основе межпредметных связей возможно формирование у учащихся научно-гуманистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку эти связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания. Знания, полученные учащимися на меж-предметной основе, выполняют ведущую роль в познавательной деятельности. Все это повышает производительность умственных процессов, закрепляет навыки обобщения, использования диалектических методов анализа явлений. Мировозрительная функция межпредметных связей биологии реализуется в том, что они направлены на усвоение учащимися важнейших мировоззренческих идей: эволюции; многоуровневой организации живой природы; взаимосвязи биологических систем с природной средой; саморегуляции и целостности биологических систем в меняющихся условиях среды; рационального использования, охраны и восстановления природных ресурсов. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина , осознанность, гибкость. Межпредметные связи являются средством развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими научно-естественными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности, интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся. Учитель биологии,
Опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Для реализации межпредметных связей учителя по разным предметам естественнонаучного цикла должны совместно планировать комплексные формы учебной и внеклассной работы, предусматривающий их осведомленность с учебниками и программами смежных дисциплин.У методике выделяют три уровня межпредметных связей школьной биологии: теоретический, эмпирический , практичний.Для всесторонней характеристики понятия «межпредметные связи» существенное значение имеет их классификация. Известны классификации по структур ¬ ными элементами учебных предметов (К. Исходя из сущности и классификации межпредметных связей, выделяют следующие направления их реализации в учебном процессе:
1) расширение, углубление сведений об определенном факте, понятие, закон, теорию;
2) систематизация, обобщение знаний;
3) формирование мировоззренческих выводов;
4) выработка умений и навыков.