Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Цели урока: ознакомить учащихся с историей формирования и становления эволюционных взглядов, рассмотреть вклад в развитие идей эволюционизма известных ученых; развивать умение использовать полученные ранее знания; воспитывать умение уважать идеи, отличные от собственных взглядов.



Вопросы для беседы

1. Сколько существует видов растений?

2. Сколько существует видов?

3. Чем можно объяснить наличие такого количества видов живых организмов на нашей планете?

Основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка Свою эволюционную гипотезу Ж. Б. Ламарк опубликовал 1809 г. в книге «Философия зоологии». В ее основе лежит представление о том, что все живые организмы под влиянием условий окружающей среды приобретают полезных приспособлений, изменяя свое строение, функции, индивидуальное развитие и тому подобное. Иначе говоря, за Ламарком, эволюция - это процесс обретения полезных признаков, которые наследуются потомством. Низшие организмы (лишенных нервной системы) изменяются непосредственно под влиянием факторов окружающей среды: листья водных растений основном лентовидной (линейной) формы, так вытягиваются течением подобное. Высшие организмы, в частности животные, имеющие нервную систему, вырабатывают приспособления по схеме: изменение потребностей приводит к изменению привычек, изменение привычек - до вправления одних органов и невправляння других. Те органы, которые упражняются, развиваются, а те, которые не упражняются, редуцируются (уменьшаются), впоследствии эти изменения наследуются. Например, жирафа начала питаться листьями деревьев, поэтому всегда вытягивала шею, чтобы достать до кроны: шея и передние ноги у нее видовжились, и эти приобретенные особенности передаются потомкам. Итак, по Ж. Б. Ламарком, одним из факторов эволюции является то, что любая изменчивость является наследственной и обусловлена влиянием внешних условий.

Другой фактор эволюции, по Ж. Б. Ламарком, обусловлен внутренним стремлением организмов к прогрессу, т.е. не зависит от условий окружающей среды. Дело в том, что ученый рассматривал эволюцию как процесс непрерывных изменений, которые заключаются в усложнении строения и переходе от низшей ступени организации к высшему. Такие ступени он назвал градациями. Низшие ступени - это бактерии и другие микроскопические организмы, выше - теплокровные животные, в частности млекопитающие, в том числе и человек. Наличие видов, находящихся на разных ступенях совершенства в определенный момент существования Земли, он объяснял тем, что жизнь непрерывно самозароджуеться, и многие организмы, которые возникли позже, еще не успели усовершенствоваться к высшей ступени.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

Эволюция, по Дарвину, заключается в непрерывных приспособительных (адаптивных, или адаптационных) изменениях видов. Эволюция происходит на основе наследственной изменчивости под действием борьбы за существование, результатом которой является естественный отбор.

Наследственная (по Ч. Дарвину - неопределенная) изменчивость - это изменения, которые возникают у каждого организма индивидуально, независимо от изменений окружающей среды, и передаются потомкам. От наследственной изменчивости Дарвин отличал ненаследственную (определенную), которая проявляется у всех особей вида одинаково под действием определенного фактора и исчезает в потомков действие этого фактора прекращается. Например, лошади, перевезены на небольшие острова или в горы, через несколько поколений мельчают. Когда этих животных начать удерживать на низменных равнинах, то через несколько поколений они снова достигнут размеров своих предков.

Поскольку неопределенная (наследственная) изменчивость сама по себе не имеет приспособительного характера (неадаптивная), то должен существовать определенный естественный механизм, который обеспечивает приспособление организмов к условиям окружающей среды. Этот механизм Дарвин усматривал в борьбе за существование и естественном отборе.

Борьба за существование, по Ч. Дарвину, - это вся совокупность узаемозвьязкив между особями и различными факторами окружающей среды. Идею для объяснения причины этой борьбы он заимствовал у английского социолога Т. Мальтуса (1766-1834) - автора первой гипотезы о темпах роста народонаселения. По утверждению Т. Мальтуса, темпы роста населения увеличиваются в геометрической прогрессии, тогда как средства существования - лишь в арифметической. Это приводит к перенаселенности и обнищания, и регуляторами численности человечества становятся голодоморы, эпидемии, войны и т.п.. Ч. Дарвин впервые обратил внимание на подобные процессы и в живой природе: способность организмов к размножению и, как следствие, резкое увеличение их численности, находится в противоречии с устойчивостью ресурсов биосферы.

Следствием борьбы за существование, согласно Ч. Дарвину, является естественный отбор, который проявляется в преобладающем выживании и размножении наиболее приспособленных к условиям существования организмов определенного вида. Этот термин ввел аналогично искусственном отбора, который человек использует в селекции для выведения новых пород животных и сортов растений, оставляя потомков самых особей.

Одной из форм естественного отбора Дарвин считал половой отбор - явление соперничества особей одного пола за вязку с особями другого у многих животных, преимущественно позвоночных. Он проявляется в поединках (олени), брачных танцах (журавли), «конкурсах» пения (птицы) и т.д..

Дать ответы на вопросы:

1. Когда начали формироваться первые представления об эволюции живых организмов?

2. Каковы основные положения теории эволюции предложил Ж. Б. Лaмарк?

3. Каковы основные положения теории эволюции предложил Ч. Дарвин?

4. В чем главная разница между учениями Ч. Дарвина и Ж. Б. Ла-марка?



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии