Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Одним из выдающихся научных достижений ХХ ст. в области биологии и медицины стало открытие в 1982 году американским молекулярным биологом, профессором Стэнли Прузинер нового типа инфекционных агентов

- прионов. Это открытие ознаменовало начало новой эры развития биологии и медицины, поскольку было обнаружено принципиально новый тип возбудителей инфекционных заболеваний.

 

Прионы (от англ. Proteinaceous infectious particles, PrP - инфекционные белковые частицы) представляют собой особый класс инфекционных агентов, вызывающих неизлечимые заболевания ЦНС человека и животных - губкообразной энцефалопатии. Сейчас не обнаружено ни одной нуклеиновой кислоты, которая была ассоциирована с прионами. Инфекционный прионный белок с аномальной трехмерной структурой способен катализировать структурное преобразование гомологического ему нормального клеточного белка на подобный себя - прионный.

 

Детальное исследование показало, что прионы, как возбудители инфекционных болезней, имеют ряд уникальных свойств:

 

• отсутствие одной нуклеиновой кислоты;

 

• склонность к агрегации;

 

• возникают не только в результате заражения (известные спорадические

 

и наследственные формы губкообразной энцефалопатии);

• Использованы материалы статьи: Коротеева Г. В., Компанец Т. А.

 

Прионы - возбудители медленных инфекций / / Биология. - 2007. - № 7.

 

• независимо от происхождения заболевания оно может быть передано дальше инфекционным путем;

 

• передача возбудителя между различными биологическими видами затруднена из-за разницы в первичной структуре PrP. Однако, это не мешает, а только затрудняет передачу инфекции от особей одного вида особям другого. Поэтому существует возможность заражения человека прионными болезнями животных. Подтверждением этого может быть идентичность линий прионов, выделенных от больных с новым вариантом болезни Крейтцфельдта - Якоба и от коров с трансмиссивной губкообразной энцефалопатией.

 

В отличие от большинства других возбудителей инфекционных заболеваний, в частности вирусов, прионы очень устойчивы к различным физико-химических факторов.

 

Основным компонентом фибрилл, которые проявляются в мозге больных губкообразной энцефалопатии, является белок с молекулярной массой 27-30 кДа (PrP 27-30). По физико-химической характеристикой это си-алопротеин (олигосахаридовмисний мембранный белок с остатками сиаловой кислоты). Он состоит из 254 аминокислот, включая 22-членный N-концевой сигнальный пептид.

 

Прионные белки формируют стрижнеподибни частицы диаметром 10-20 нм и длиной 100-200 нм. По структуре они напоминают амилоид (аномальный белок, который обычно образуется при хронических заболеваний, например туберкулеза легких, костей и др..) И является полимерной форме прионы: каждый содержит около тысячи молекул прионов.

 

Клеточным аналогом инфекционного прионного PrPSc (от англ. Scrapie) есть нормальный белок РгРС (от англ. Cell). Разница между ними заключается в высокой резистентности PrPSc к действию протеаз, нерастворимости после экстракции, способности накапливаться во вторичных лизосом-мах и посттрансляционной модификации.

 

Установлено, что преобразование (конверсия) нормального прион-ного белка на его инфекционную форму - посттрансляционной процесс. Анализ вторичной структуры PrPSc показал, что этот переход характеризуется значительными структурными изменениями самого прионов. Несмотря на одинаковую первичную структуру (аминокислотную последовательность), клеточная форма РгРс содержит 42% а-спиралей и почти не содержит ß-цепей (лишь 3%), а инфекционная PrPSc - 30% а-спиралей и 43% ß-цепей.

 

Для объяснения превращения белка РгРс на PrPSc предложено две модели.

 

«Тетеродимерна» модель. Прионный состояние присущ мономера белка PrP, а конформационные превращения молекулы РгРс на форму PrPSc происходит во время ее связывания с мономером PrPSc. После того как белок PrPc приобретает прионных свойств, димер диссоциирует, и две освобождены молекулы PrPSc могут участвовать в новых конформационных переходах. Процесс напоминает цепную реакцию потенциально может обеспечивать быстрое превращение большинства молекул PrP на прионную форму. Агрегация молекул PrPSc при этом рассматривается как вторичное явление, не связанное с конформационной перестройкой как таковой.

 

«Полимеризационная» модель. Процессы конформационной перестройки белка PrP и его агрегация неразрывно связаны, и превращения белка PrPc на форму PrPSc происходит во время его присоединения к олигомера, состоящий из молекул PrPSc. Следовательно, этот процесс напоминает кристаллизацию. Олигомеры PrPSc является «зародышами» кристаллизации. Агрегация белка PrPSc (бляшки) в тканях мозга больных прион ни заболевания обычно содержат нитевидные или палочковидные скопления этого белка, что свидетельствует о его упорядоченную полимеризацию. «Полимеризационная» модель была подтверждена опытами in vivo по преобразованию PrPc на PrPSc. В этих опытах показано, что прионоутворюючи свойства имеют только высокомолекулярные агрегаты PrPSc, а не мономерные формы.

 

Сейчас идентифицировано шесть основных прионных заболеваний животных. Из них наибольшее экономическое значение имеют скрепи и губ-коподибна энцефалопатия коров.

 

Скрепи. Подострое неврологическое заболевание овец сопровождается инвалидизацией и гибелью животных.

 

Это заболевание было известно в Англии еще в 1732 г. В 1755 г. оно настолько распространилось, что стало предметом петиции, поданной в британский парламент фермерами-овцеводов графства Линкольншир.

 

В первой половине ХХ в. болезнь рассматривалась исключительно как сельскохозяйственная проблема, хотя еще до 1899 г. было доказано ее инфекционной природе. В 1936 г. французские ученые Кюи и Шелле доказали, что возбудитель скрепи способен проходить сквозь бактериальные фильтры, и определили инкубационный период, составляет пять лет. Поражения выявляются только в головном мозге. Мозговая ткань при этом напоминает губку. Именно поэтому скрепи отнесены к губкообразной энцефалопатии.

 

Симптомы заболевания. У больных овец появляются признаки резкого раздражения кожи, они трутся об ограждение, деревья, стволы и другие неподвижные предметы (отсюда и название болезни от англ. To scrape - «скоблить», «чесаться»). Сильный зуд приводит к тому, что животные начинают кусать друг друга, при этом даже скусывают отдельные участки кожи. Овцы легко возбуждаются - приближение к ним вызывает сильное дрожание, но в других случаях, наоборот, может развиваться слабость и даже сонливость. Еще одним признаком болезни является нарушение координации движения, наиболее ярко выраженное в начале заболевания с появлением ненормальной ходы (овцы спотыкаются), а позже больное животное уже не может стоять.

 

Губчатая энцефалопатия коров (синоним - губкообразной енце-фалопатия КРС, спонгиоморфна энцефалопатия КРС, болезнь бешенства коров, коровье бешенство).

 

Официально губчатая энцефалопатия коров (ГЭК) начала регистрироваться в 1988 г. в Великобритании. С октября 1986 по 1996 г. в Великобритании было зарегистрировано более 180 тыс. случаев ГЭК на 33628 фермах. Кроме того было забито около 25 тыс. коров с подозрением на заболевание. В июле 1988 г. было запрещено кормления жвачных животных белковыми кормами из внутренностей животных того же или родственных видов. В сентябре 1991 г. окончательно запрещены белковые корма, изготовленные из бычьего потрохов (мозг, спинной мозг, миндалины, тимус, внутренности). Согласно распоряжению правительства Англии, уже с августа 1988 скот с признаками ГЭК забивалась и одновременно проводились выплаты финансовых компенсаций ее владельцам.

 

Кроме Великобритании, по данным Международного эпизоотического бюро, заболевания были обнаружены в Ирландии, Франции, Португалии, Нидерландах, Германии, Италии, Дании, а также Канаде и на Фолклендских островах.

 

В 1986 г. в США принят ряд жестких мер как в животноводстве, так и в использовании медицинских препаратов. Именно поэтому удалось предотвратить распространение инфекции в связи с использованием бычьего и человеческого гормонов роста. В октябре 1998 г. Европейское Сообщество признало необходимым снять эмбарго с экспорта британской говядины при условии соблюдения ограничений. В 2001 г. эмбарго снова было введено, однако уже на экспорт КРС из Испании и Германии.

 

На ГЭК болеет взрослый рогатый скот, а также домашние кошки (72 случая в Англии и один в Норвегии), пумы, оцелоты, антилопы, чернохвостый олень, гепарды, в лабораторных условиях - белые мыши. Основной причиной возникновения болезни является использование для кормления мясокостной муки, изготовленной из погибших от скре-пи овец. Контактно от животного к животному болезнь не передается.

 

Диагностика прионных заболеваний осуществляется специфическими иммунологическими тестами. Большинство диагностических тестов для выявления прионов базируется на относительной устойчивости PrPSc к действию протеиназы К, что позволяет отличить его от PrPc в сочетании с такими методами: иммунофлуоресцентного, иммуноферментным и иммуноблоттинг. Ряд таких тестов утвержден к применению Европейским Сообществом.

 

Надежных методов лечения прионных заболеваний пока не существует, хотя их поиск проводится достаточно эффективно.

 

Открытие прионов в низших эукариот расширило представление об их природе. Оказалось, что прионы являются не только инфекционными агентами, но и общебиологических явлением. Согласно современным представлениям, прионы являются носителями биологической информации нового типа, зашифрованной в конформации белковой молекулы.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии