Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Большое влияние на усвоение учащимися процесса фотосинтеза, в частности значение света, имеют факты из практики выращивания растений, которые демонстрируются на уроках. Некоторые методисты рекомендуют при

изучении процесса фотосинтеза сравнивать его с дыханием листа, считая, что это облегчает учащимся усвоение понятия об образовании органических веществ. Однако это дает обратные результаты: после такого сравнения подавляющее большинство учащихся начинает считать, что процесс фотосинтеза не что иное, как особый вид дыхания, свойственный исключительно листе, когда на свете он поглощает углекислый газ и выделяет кислород, а в темноте - наоборот. Отождествление этих двух противоположных процессов объясняется тем, что ученики на этом уровне обучения не получили еще необходимых знаний и фактов, чтобы сознательно сравнивать фотосинтез и дыхание.

 

Сопоставлять процесс фотосинтеза с дыханием можно только на заключительном уроке, когда учащиеся изучат условия образования органических веществ, выяснят их значение для жизнедеятельности растительного организма. Процесс дыхания растений следует рассматривать как процесс, присущий всем живым организмам и ничем не отличается от дыхания клеток корня и всех других органов растения.

 

Для демонстрации значение света для образования крахмала в листьях следует поставить опыт (результаты будут рассматриваться на уроке). Для этого можно использовать бегонию вечноцветущая, пеларгонию и др.. Перед помещением растений в различные условия на цветочные горшки наклеивают этикетки: «В темноте», «На свете». В этом опыте четко подаются условия, в которых находятся оба растения, поэтому учащимся легко запомнить необходимость света для образования крахмала, а также технику постановки опыта.

 

На уроке подводят итоги опыта по выяснению условий образования органических веществ в листьях растений. Одному из учеников предлагается рассказать о методике постановки опыта, который закладывался на прошлом уроке, с целью выяснения значение света для растения.

 

Затем учитель берет с комнатной теплички и темной шкафы растения и демонстрирует их, для того чтобы учащиеся внимательно рассмотрели листья. Ученики отмечают, что внешне растения не изменились. Учитель задает вопрос: «Нельзя выявить отличительные признаки, если удалить из листьев хлорофилл?» - И демонстрирует дальнейший ход опыта: срезает листья с черешками из растения, находилась на свете, и листья без черешков (чтобы их можно было отличить от других ) из растения, стояла в темноте, опускает на 5 минут сначала в кипящую воду, а затем в стакан со спиртом, помещенную в кипящую воду, и продолжает нагревать до обесцвечивания листьев. Полученную вытяжку хлорофилла и обесцвеченных писем демонстрирует ученикам. Затем обливает обесцвеченные листья раствором йода и дает учащимся возможность внимательно рассмотреть их. Школьники видят, что листья, которые находились на свете, окрасились в синий цвет, а те, что стояли в темноте, не посинели, у них отсутствует крахмал.

 

В тетрадях учащиеся записывают тему опыта и вывод: «В листьях на свету образуется органическое вещество - крахмал, необходимая для питания растения».

 

Убедительным доказательством значение света в жизни растения являются опыты, которые показывают, что хорошее освещение, а также увеличение площади листовой поверхности усиливают образование в листьях органических веществ, что способствует лучшему питанию всех органов растений этими веществами, а значит, их росту.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии