Взаимоотношения человека и окружающей среды испокон веков были непростыми. Но особого обострения они получили в конце XX в., Когда хозяйственно-преобразующая деятельность человечества по масштабности
и интенсивности сравнялась с природными геологическими процессами и поставила земную цивилизацию на грань экологической, техногенной катастрофы.
А.А. Базуляк свидетельствует, что кризис системы "человек-природа" является не каким-то стихийным, а закономерным явлением, что обусловлено, прежде всего, эволюцией психики, нейронных структур головного мозга, на онтогенетичному21 уровне обусловили становление нового материальной среды - социума в процессе эволюции в человеческом организме оказались заложены два начала: биологическое и психическое. Биологическое начало связывает человека с натуральным миром природы и во многом зависит от него. , Пока биологическое начало доминировало над психическим, в системе "человек-природа" сохранялось относительное равновесие. Эволюция психического начала кардинально изменила содержательную сущность человеческого бытия. Человеческое общество вышло на качественно новый уровень совершенства, воплотив в себе новое состояние материи - умную вещество. Продуктом эволюции разумной вещества стала высокоразвитая психика, а также формирование фундаментального уровня - уровня сознания. Именно он стал основой высокоразвитой психической деятельности. На онтогенетическом уровне этапы развития психики отвечали этапам организации социальных условий бытия, социума. И именно с момента преобладание психического начала над биологическим на онтогенетическом уровне была разрушена равновесие в системе "человек-природа". Человеческое общество стало доминировать над миром природы, нарушая локальные границы сосуществующей системы.
С организацией социума человек вышел на новый уровень совершенства, переместилась в новую плоскость существования. Она стала доминировать над миром природы, использовать в полной мере ее энергетические источники, ее сырьевую базу. Активная духовно-практическая и материально-практическая деятельность тысячелетиями постепенно изменила лик планеты, трансформировав биосферу в сферу активности разума-ноосферу. Особенного "ускорение" это изменение вступило в период индустриализации. Индустриализация - это процесс создания масштабного машинного производства, кардинально изменил структуру организации человеческого общества, привел к построению новых социальных отношений, которые обеспечили переход общества от одного уровня совершенства к другому: от аграрного к индустриальному.
Ориентация на материально-техническое развитие привело к формированию цивилизации нового типа - техногенной. Техника прочно вошла в образ и стиль жизни людей, стала обычной повседневностью. 1 эта событие не было бы столь заметным,
21 Онтогенез - индивидуальное развитие животного или растительного организма от времени его зарождения до конца жизни. если бы не факт деструктивного влияния техники на мир природы, как об этом отмечает А.А. Базалук, но и на человека, его жизнь и здоровье. Экосистема Земли, ее составные части: атмосфера, гидросфера, литосфера и особенно биосфера - ощутили на себе силу деструктивного влияния новой антропогенной волны. Антропогенез, набиравший темпов не менял, а разрушал все на своем пути. Для поколения XX в. стало нормой отравленное токсичными веществами воздуха, негативные последствия урбанизации, загрязнения и деградация окружающей среды. В конце второго тысячелетия, взаимоотношения между человеком и природой получили такого накала, что дошли почти до уровня антагонизма. Человек, сама вышла из мира природы, организовала свою деятельность так, что противопоставила сферу своего существования - ноосферу планеты, сфере существования мира природы - биосфере планеты. И это противопоставление между миром человека и миром природы в условиях постиндустриального общества приобретает все негатив-ных последствий как для общества, так и для природы. За все время развития социума, несмотря другие драматические события, не было еще проблемы, конечно, столь масштабной, многоаспектной и сложной для решения. Как подчеркивают отечественные и зарубежные исследователи, речь идет о будущем человеческого рода.
Для решения ряда глобальных проблем, выдвинутых кризисом системы "человек-природа" 0.0. Базуляк предлагает:
Обеспечить гармоничное развитие психического начала человека. Для этого нужно максимально использовать возможности процесса обучения и воспитания.
Направить процессы обучения и воспитания на развитие личности есть содействие гармонии между разумом, душой и телом. Причем, 0.0. Базуляк отмечает, что именно фактор гармонично развитой личности существенно влияет на взаимоотношения в системе "человек-природа".
Законодательный и общественный контроль за всеми, без исключения, промышленными предприятиями.
Инновационные, перспективные исследования в области энергосберегающих технологий и альтернативных (экологически безопасных) источников энергии.
Переориентация общечеловеческих ценностей, замена материальных ценностей, ценностей техногенной цивилизации идеалами, исповедует концепцию постиндустриа-лизма.
Постиндустриальное общество - содержательная трансформация индустриализма. Главными векторами этой трансформации являются:
переориентация экономики от производства до сервиса;
- Акцент на интеллектуальных технологиях;
- Резкий рост профессиональной дифференциации;
- Знания как базовый феномен.
Так особую актуальность приобретают вопросы культуры безопасности человеческой жизнедеятельности в условиях техногенной кризиса постиндустриального общества, в котором человек часто выступает в роли оператора.