Марксистская философия сформировалась на богатой почве предыдущих философских систем.
Марксистская философия возникла как составная широкого учения - марксизма, в состав которого, кроме философского учения, входит также теория экономического развития общества - политэкономия и теория социально-политического развития (научный коммунизм). Большую роль в формировании марксистско-философского видения мира сыграл бурное развитие естествознания. Особое место здесь принадлежит трем крупным научным открытием (закон сохранения и превращения энергии; клеточная теория живого вещества; об эволюционном развитии живой природы) первой половины 19 в.,
Которые дали возможность сделать ряд новых философских выводов, которые способствовали утверждению диалектического способа мышления. Законы сохранения и превращения вещества стали научной основой для философских выводов о нестворюваннисть и незнищуваннисть материи и движения, единство разнообразных форм движения, их взаимодействие и взаимопереход. Клеточная теория живого вещества позволила сделать философский вывод о единстве всех живых организмов и о том, что основой этого единства является клетка. В философском аспекте получила должной аргументации идея непрерывности эволюции органического мира, закономерности возникновения человека как высшего проявления природы.
Большое влияние на формирование философских взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса оказала классическая немецкая философия, особенно труды Гегеля и Л.Фейербаха. Немецкая классика выступила теоретической основой нового философского мировоззрения. Качественно отличаясь от немецкой классики по духу и содержанию, марксистская философия унаследовала от нее рационализм как способ объяснения и постижения действительности. Вера в силу разума, научное знание, социальный прогресс представленные здесь максимально полно, что в определенной степени определило ее оптимистический характер и обеспечило широкую поддержку этого учения со стороны многих последователей. Философия марксизма сосредотачивает внимание на том, что является общим для природной и социальной действительности, человеческого мышления, процесса познания, что объединяет эти сферы, исследует общие закономерности их развития. Кроме общих закономерностей развития природы, общества и познания, К.Маркс и Ф.Энгельс включают в предмет философии также человека, практику, отношение "человек - мир".
В работе "Людвиг Фейербах и конец классической нем. Ф." Ф.Энгельс выдвигает идею, что основным вопросом философии является отношение мышления к бытию. Это отношение может рассматриваться как единство двух сторон: 1) что существовало раньше - сознание, дух или материя (вопрос о первичности и вторичности) 2) способна человек с помощью собственного сознания познать окружающий мир, получить объективно истинное знание о нем ( вопрос о познаваемости). Создатели марксизма используют материалистические идеи античной философии, эпохи Возрождения, Нового времени и Фейербаха, но идут значительно дальше. Таким образом, материализм становится диалектическим, а диалектика - материалистической.