Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Памфил Данилович Юркевич (1827 - 1874) - украинский мыслитель-философ XIX в., Родился на Полтавщине в семье священника. Учился в Полтавской семинарии, затем - в Киевской духовной академии, по окончании которой остался в ней работать преподавателем. В 1858 г. становится экстраординарным профессором. С 1861 г. он возглавляет кафедру философии Московского университета.



Основные философские труды П. Юркевича: "Идея", "Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия", "Из науки о человеческом духе", "Материализм и задачи философии", "Разум по учению Платона и опыт по учению Канта "и др..

Юркевич был не только выдающимся мыслителем - философом, но и писателем и замечательным преподавателем. Его лекции пользовались огромным успехом у слушателей. Это описывает И. Нечуй-Левицкий в своем романе "Облака", где под именем Дашковича изображен Юркевич: "Молодые студенты, приехавшие со всех концов России, уже слышали о его, уже ждали чего-то чрезвычайного ... В его аудитории было полно студентов, сидевших целыми рядами и кучей стояли у порога, придя из других курсов ... Дашкович сказал первое слово, и все ряды голов, будто по электрическому потоку, вместе склонились вперед, насторчившись слушать. И целую лекцию так держались головы. И его мысля лилась чистая, как хрусталь! Не было там ни одного слова лишнего, не к месту ... " [Цит. по: 25, с. 178-179]. Известный русский историк В. Ключевский и русский философ В. Соловьев, которые были его слушателями, тоже свидетельствуют так же. Например, В. Соловьев пишет: "Юркевич был глубокий мисленник, замечательный знаток истории философии, старой, и очень хороший профессор, читал чрезвычайно интересны для фаховцив и содержательные лекции ..." [Цит. по: 25, с. 179].

Однако в Москве до Юркевича отнеслись враждебно. Тогдашняя либеральная пресса набросилась на него, как на политического врага. Причиной было то, что Юркевич резко выступил против материализма и, особенно, вульгарно-материалистической труда Чернышевского "Антропологический принцип в философии". В тот период материализм имел достаточно сильные позиции, а Чернышевский был очередным властителем дум молодежи. Сам же Чернышевский и начал "полемику" с Юркевичем. Однако, как отмечает Д. Чижевский, "эту полемику ... трудно назвать иначе, как крестовым походом темноты и некультурности, которая, не в силах бороться с мнением силой мысли, подменила полемику бранью, ложью и личными нападениями" [25, с. 179-180]. Этими нападками Юркевич был, фактически, уничтожен, студенты от него отвернулись. Хотя он боролся за правду, боролся знанием, самостоятельной мыслью, но победили в то время "невежество, непонимание, подражания и интересы момента". Жизнь его показалось трагическим: после смерти жены (1873 г.) Юркевич тяжело заболел, был забыт его учениками, слушателями, произведения его не выдавались, и в 47 лет он умер. Только в 1990 г. наконец были изданы философские труды Юркевича, а до этого времени о нем в бывшем Советском Союзе почти ничего не знали.

Философские взгляды Юркевича формировались под влиянием философии Платона и Канта. Он глубоко знал историю философии от античности до современных ему философских систем, давал серьезный анализ различных концепций, критиковал как материализм, так и идеализм за их "абстрактность", игнорирование конкретного, индивидуального.

Философию Юркевича можно по праву назвать философией человеческой души, микрокосмоса, узнать который можно лишь с помощью человеческого сердца. Он создает своеобразную философскую концепцию, так называемую "философию сердца", в которой показывает себя прямым наследником философского творчества Г. С. Сковороды.

Юркевич считал, что философия должна быть полным и целостным знанием, и именно поэтому она не может ограничиваться познанием самого только механизма мира, "... философия пытается объяснить явления мира, находящегося перед нами или открывается у нас с идеи и с помощью идеи. .. пробует выяснить и обосновать миросозерцание, которого начала находятся в любой человеческой души и которое необходимо допускается религиозным и нравственным жизнью человечества "[8, с. 338]. Следовательно, считает мыслитель, философия как целостное мировоззрение является делом не человека, а человечества.

Понятие "идеи" пронизывает все творчество Юркевича. Без признания идеи, считает он, живая и деятельная сознание человека должна деформированное представление о мире, поскольку человеческий дух вынужден был бы расстаться при этом со своими эстетическими, нравственными и религиозными устремлениями. Предметы познания нашего разума - "идеи" определяют всю деятельность и творчество субъекта. Однако "бытия идеи" - это не утверждение, что идея "существует" так, как "существуют" материальные объекты. Идея не то же, что все предметы в мире. Идея имеет бытие идеальное, она не есть нечто субстанциальное и реальное, а только "мыслимое". Она - лишь прообраз реальности.

В идее отождествляется мышления и бытия. Сама идея познается как основа, закон и норма явления. Идея есть то, чем предметы должны быть. Между идеями и явлениями, считает Юркевич, стоит творческая воля Бога и люди.

Юркевич определяет три сферы бытия: царство идей, или "вечной правды" - "ноуменальный мир"; царство разумных существ - реальный мир; царство призрачного существования телесности - феноменальный мир. Между этими мирами существует активное взаимодействие, что и составляет гармонию всего мира.

Понять все это бытие умом, познать его невозможно. Разум является сферой общего, а по индивидуальному, то он принципиально не способен дать на это ответ. Для ума, "головы" непроницаемой является глубина личностно-индивидуального. Эту деятельность человеческой души, которая стоит вне разума и является высшей и глубже от него, Юркевич (как и Сковорода, Гоголь, кирилло-мефодиевцы) называет "сердцем".

Философия, которая основывается на утверждении, что сущностью души есть мышление, считает Юркевич, отрицает все существенно-нравственное у человека, любовь заменяет абстрактным пониманием долга, пониманием, которое допускает не вдохновение, не сердечные поезда к добру, а просто безразлично, " холодное "понимание явлений. Так же эта философия приводит к абстрактному понятию о сути Бога, признавая все богатство божественной жизни как идею, мышления, как мир без воли, без любви, только с одной логической необходимости.

Мышление же, за Юркевичем, не исчерпывает всей полноты нашей духовной жизни. Органом души выступает не только головной мозг, но и все человеческое тело. А поскольку сердце сочетает в себе все телесные силы, является их "казначеем и носителем", то оно должно быть признано и в ближайшее органом душевной жизни. Итак, можно констатировать, что общее чувство души, есть чувство о нашем духовно-телесное бытие, дает себя знать в сердце, поскольку даже самые незначительные движения в этом чувстве сопровождаются изменениями в избиении сердца: "В сердце человека находится основа того, что представления, чувства и поступки приобретают особенности, в которой выражается именно ее душа, а не другая, и приобретают такого личного, частно-определенного направления, по силе которого они суть проявления не общего духовного существа, а отдельной живой действительно существующего человека "[8, с. 342].

Юркевич называет сердце "центром душевной и духовной жизни человека ..., в сердце начинается и рождается решимость человека на те или иные поступки; в нем возникают различные намерения и желания, оно является местом воли и ее желаний ..." Продолжая раскрывать глубину сердца, Юркевич говорит, что оно является "центром нравственной жизни человека ..., в нем соединяются все нравственные состояния человека". "... Сердце является исходным пунктом всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека, есть хороший и злой сокровище человека ... Сердце есть скрижаль, на котором запечатлен природный нравственный закон ..." [8, с. 3411. Сердце является центром и религиозных переживаний человека. Итак, мир как система жизненных явлений, исполненных красоты, существует и открывается прежде всего для глубокого сердца, а отсюда - уже для мышления.

Уделяя значительное внимание проблемам познания, Юркевич отмечал, что сердце является центром и во всех познавательных действиях души. Конечно, разум, "голова" руководит, планирует, дирижирует этот процесс, но сердце - порождает его. Так, в отражении действительности, которая образуется нашим мышлением на основе впечатлений от внешнего мира, он предлагает различать два аспекта, две стороны: 1) знание внешних предметов, которое присутствует в этом представлении, 2) то душевное состояние, определяется этим представлениям и знаниям [8, с. 342]. Именно во втором аспекте проявляется качество нашего душевного настроя. Любое понятие входит в нашу душу как внутреннее состояние ее, а не только как образ вещи. "Древо познания не дерево жизни", - утверждает философ. Не мышление образует сущность человека, а жизнь ее сердца, ее непосредственные и глубокие переживания, происходящие от сердца. Если ум - это свет, то духовная жизнь возникает даже раньше этого света, в темноте человеческой души. Разум - вершина, а не корень душевной жизни. Истинные знания только тогда принесут пользу человеку, когда они найдут свое место в сердце. "... Если истина падает нам на сердце, то она становится нашим благом, нашим внутренним сокровищем. Только за этот клад, а не за абстрактную мысль человек может вступить в борьбу с обстоятельствами и людьми, только для сердца возможен подвиг и самоотверженность" [ 8, с. 243].

Юркевич связать библейское учение о сердце, за которым сердце является скрытым, но основным жизнью духа, с христианским началом нравственности и тем самым выяснить значение этой нравственности для нужд практической философии. Он выступает за "гармоничное отношение между знанием и верой" и надеется, что именно в учении о сердце заложены основы религиозного сознания человечества.

Юркевич считает, что человеку присущ так называемый этико - эстетический взгляд на мир, который непосредственно возникает из природы сердца. В работах "С науки о человеческом духе" и "Мир с ближними, как условие христианского общежития" он развивает некоторые моменты своей этической теории.

История человечества, считает мыслитель, начинается непосредственно жизнью человека в общем - в племени, роду, ее нравственность - это обычаи племени, а знание - авторитет старших. Не за себя, а за свое племя она радуется и тоскует; общее благо так близко ее сердцу, что она долго не может выделить из этой идеи мнение о своей отдельную полезность. Даже в предметы неживой природы вкладывает человек свою душу, одухотворяючы их. "Живые потребности сердца, что любит, что еще не остыло от опыта, заставляют человека видеть и любить жизнь даже там, где опытный ум не видит ничего живого и одушевленого. Человек начинает свой нравственное развитие из движений сердца, желало бы всюду видеть добро, счастье, сладкую игру жизни, всюду хотело бы зустриваты существа, радуются, греют друг друга теплотой любви, что есть связанные между собой дружбой и взаимным сочувствием. Только в этой форме совершенного всеобщего счастья она представляет себе мир, достоин существовать " [Цит. по: 25, с. 200].

Идеи Юркевича достаточно современные и актуальные, особенно когда речь идет об экологическом и нравственное отношение к природе и к другим людям. Он верит, что эгоистические стремления не суть все душевные стремления, они не могут взять верх. Человек всегда будет оставаться человеком, всегда будет признавать право живых существ на жизнь, проявляя интерес к их судьбе, вызывая в сердце сострадание, сопричастность и любовь.

В творчестве Юркевича, особенно в его "философии сердца", ярко выраженная специфика украинского национального мировоззрения, основные его черты. Она является выражением души народа, его традиций, его духовности. "Философия сердца" Юркевича знаменует собой характерную черту украинского романтизма.

Что касается других представителей украинской профессиональной ("академической") философии, то стоит заметить, что проблемы философии с позиций позитивизма разрабатывал В. Лесевич.

Владимир Викторович Лесевич (1837 - 1905) - позитивист второй половины XIX - начала XX в. Его основные труды: "Попытка критического исследования основоначал позитивной философии", "Очерки развития идеи прогресса", "Позитивизм после Конта", "От Конта к Авенариуса", "эмпириокритицизм как единая научная точка зрения" и др..



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии