Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В середине XIX в., Особенно после опиумных войн, в духовной жизни Китая произошли серьезные изменения. Лян Цичао, один из выдающихся представителей реформаторской мысли, писал, что ученые жили бы в темной комнате, не зная, что за ее стенами, но внезапно в стене пробили окно и, выглянув наружу

, увидели яркий свет, которого никогда не видели, а когда вновь вернулись и посмотрели в комнату, то увидели, что там темно и грязно. Усиливалось ежедневно желание искать свет на стороне. В истории философской мысли особое место занимали идеи Вэй Юаня - одного из основателей доктрины усвоения заморских дел; Кан ювелир, который отстаивал тезис изменения - это путь Неба; Тань Сытун, который требовал превратить учение Конфуция на современный лад, а также последователей Чжан Бинлиня-идеолога движения за новую культуру, и Сунь Ятсена, который стал первым временным президентом Китайской республики и создал программу возрождения Китая на основе концепции знания и действия.

Концепции первого поколения философов XIX в. сочетании с анализом исторического урока, который подала поражение Китая в опиумных войнах. Так, Вэй Юань говорил, что не учиться старательно в чужеземцев - варваров - значит попасть под их управления. Вэй Юань протестовал против пустых принципов, оторванных от действительности, подчеркивая, что полагаться на непостижимую пустоту и не знать, что прогнившее конфуцианство бесполезно, - это то же самое, что придерживаться еретического учения Шакьямуни (Будды) и Лао-цзы, как и размышления о сердце не могут управлять Поднебесной. А тот, кто не ищет причин страдания народа, не занимается деятельностью чиновников, не интересуется вопросами народного хозяйства и обороной границ, не может называть себя ученым. Настоящая наука, к которой призывает Вэй Юань, должно относиться полезно и уважительно к действительности. Ведь еще в «Ши цзин» говорится, что «каждый народ ежедневно употребляет пиво и еду». Что же касается проблем познания мира и абсолютной сущности вещей, вечных принципов, то, по Вэй Юанем, о предметах можно сказать только «что-то определенное и только

в определенный момент ». Ведь и «обувь не обязательно должно быть одинаковое, его шьют по ноге». Поэтому и управления должна меняться со временем и определяться «удобствами народа», и «чем основательно меняется древность, тем выгоднее для народа». Такая тенденция исторических изменений пробивает путь, как «сотни рек, текущих в одно море», и разве можно «их воды повернуть назад к горам?». Уважение к старине в Вэй Юаня остается обязательным условием познания науки: «держаться современности, чтобы ограничить древности - это клевета на давность», «держаться давности - это ограничить современность - это недооценка современности». Недооценивая, пренебрегая современность, нельзя управлять; недооценивая, пренебрегая древности - нельзя говорить о науке. Наука для Вэй Юаня - решающий фактор. Отсюда же формулировалась тезис о «необходимости учиться с воодушевлением, забывая о кропотливой повседневность». Но Вэй Юань, как истинный сын культуры, постоянно подчеркивал, что дела человека имеют «корни в сердце», а «сердце человека - сердце Неба и Земли».



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии