Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

В структуре этического знания выделяются два уровня знания - эмпирический и теоретический. им соответствуют два взаимосвязанных, но специфических вида познания: эмпирическое и теоретическое исследование этических проблем.

 

Эмпирическое и теоретическое исследование этических проблем узнают одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в этических знаниях даются по-разному. Эмпирическое исследование в основе ориентировано на изучение явлений и зависимости между ними. На уровне эмпирического познания существенные этические связи не выделяются еще в чистом виде, но если бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочки. На уровне же теоретического познания этических проблем происходит выделение существенных связей в чистом виде.

Суть объекта - взаимодействие ряда законов, которым подчиняется объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы воссоздать всю взаимодействие между законами и, следовательно, раскрыть суть объекта. Выделив эмпирическое и теоретическое нравственное познание как два особых типа исследования, можно определить, что теория и эмпирическое имеют дело с различными срезами одной и той же этической действительности. Эмпирическое изучает этические явления (долг, совесть, героизм др.) и их корреляции; в этих корреляциях, во взаимодействии явлений эмпирическое может воспринимать проявление закона. Но в чистом виде эмпирическое есть следствие теоретического исследования.

Эмпирические и теоретические уровне этики отличаются и средствами. Эмпирическое базируется на непосредственной практической взаимодействия исследователя с изучаемым, предусматривает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования должны охватывать средства реального наблюдения и эксперимента.

В теоретическом же исследовании этических проблем отсутствует непосредственная практическое взаимодействие с объектами, на таком уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Особая роль эмпирии в этике состоит в том, что только на таком уровне исследования имеем дело с непосредственным взаимодействием экспериментатора с социальными объектами, изучаемых (человеком, профессиональной группой, иной социальной общностью, обществом вообще). Именно в таком взаимодействии объект проявляет природу, объективно присущие моральные качества. Можно сконструировать в уме множество этических моделей и теорий, но проверить, совпадают ли эти схемы с действительностью, можно только в реальной практике, с которой имеем дело в пределах эмпирического исследования.

Эмпирический и теоретический уровни нравственного имеют сложное строение и структуру. В них можно выделить особые уровня, каждый из которых характеризуется специфическим познанием и особыми типами этического знания. На эмпирическом уровне можно выделить как минимум две ступени: во-первых, наблюдения, во-вторых, эмпирические моральные факты. Данные наблюдения имеют первичную информацию, получаемой непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация получается в особой форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, затем фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме. Переход от данных наблюдения к эмпирическому морального факта предусматривает познавательные операции: во-первых, рациональное обработки данных наблюдения и поиск устойчивого, инвариантного содержания, во-вторых, для установления морального факта необходимо для выяснения инвариантного содержания, что проявляется в наблюдениях.

Что касается теории этического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который бы заменяет реальный эксперимент с реальными объектами; логические методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы), методы логического и исторического исследования и др.. На теоретическом уровне этического знания выделяется два уровня: первый - частные теоретические модели и законы, которые выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной сферы этических явлений. Примерами таких частичных теоретических этических моделей могут служить учения об исправлении имен («чжэн мин») Конфуция, о свободе воли в пределах религиозной этики и др.. Второй уровень теоретического этического знания: развитая этическая теория. В ней все частные теоретические модели и законы обобщаются, выступают как следствие фундаментальных принципов и законов этической теории. Два типа организации научного этического знания - частные теории и обобщенные развитые теории - взаимодействуют между собой и с эмпирическим уровнем знания.

В структуре этического знания играют особую роль законы морали. В отличие от других проявлений закономерных общественных связей, исторической необходимости, стоят на фундаменте индивидуальных и общественных потребностей, законы морали имеют двойную природу. Как должное, нормативно-ценностная мораль существует в форме закона. В таком значении нравственные начала общественного развития универсальные, общезначимые, объективные и необходимые. Мораль здесь не терпит произвола, подчиняет общественные процессы логике, не менее строгой и обязательной, чем логика природных явлений. Но моральная необходимость способна реализовывать себя только через индивидуальную человека. Путь к ней лежит через свободу человеческой воли, свободу нравственного выбора. Особенность нравственных законов в единстве двух противоположных начал: добровольно-личной и объективно универсального. В единстве идеальное и действенное, личное и общественное, свобода и всеобщность.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии