Пульсары - источники пульсирующего радиоизлучения. Это быстрооборачивающиеся нейтронные звезды, звездные остатки вспышек сверхновых. Первые пульсары были открыты 1967 До сих известно несколько тысяч пульсаров.

Однако с точки зрения теории дело обстоит как раз наоборот. Именно позитроны, а не электроны объединяются в одно семейство с кварками, из которых состоят протоны и нейтроны в атомных ядрах окружающего вещества. А если так, то в гравитационном поле Земли электроны должны быть тяжелее позитроны и двигаться в трубе медленнее. Опытным путем было действительно установлено некоторое запаздывание.

К сожалению, непонятно, какая его часть связана с дополнительной гравитационной силой, а обязанное тормозной действия электромагнитного поля, порожденного приведенным током стенках металлической трубы. На легкие электроны это поле заметно влияет.

Когда выполняли этот опыт, достаточно серьезных оснований сомневаться в законе всемирного тяготения не было, поэтому значительного интереса не вызвал и результаты его так и остались до конца не разобранными.

Для того чтобы расщепить дейтроны на составляющие, в частности протон и нейтрон, нужно затратить энергии ровно столько, сколько ее выделилось, когда протон и нейтрон объединились в дейтрон. Это так называемая энергия связи. С ней соотносится определенная масса (вспомним знаменитую формулу Эйнштейна!), Поэтому масса дейтрона тоже несколько меньше суммарной массы протона и нейтрона. Правда, разница мала - всего около десятой процента. Дейтроны - рыхлая, слабо связана система. Для ядра урана разность масс свободных и связанных частиц почти в десять раз больше - около процента.

Замечательная особенность новых гравичастинок заключается в том, что они не чувствуют массу, обусловленную энергией связи. Их взаимодействие с атомным ядром зависит только от количества протонов и нейтронов, входящих в его состав, а как они связаны - крепко или слабо, для них это важно. Иными словами, в гравифо-тонном поле килограмм урана должен весить больше, чем килограмм водорода. (Только этот вес будет действовать на пол, а на потолок комнаты!) А это значит, что ускорение свободного падения должно зависеть от химического состава тел, падающих.

Четыреста лет назад Галилео Галилей, изучая падения различных предметов с Пизанской башни, опроверг господствующую в то время мнение, что легкие тела падают быстрее тяжелые. И вот оказывается, что к выводу Галилея, возможно, придется внести уточнения!

Разумеется, когда речь идет об открытии такого фундаментального явления, как антигравитация, прежде всего нужно помнить о критериях научности нового знания. При этом главным здесь, несомненно, является создание исчерпывающей экспериментальной базы. Нужны сотни и тысячи новых экспериментов и наблюдений, которые помогли бы выявить все стороны этого многогранного явления. Например, еще одна особенность гравифотонних сил состоит в том, что они зависят от скорости тел. Для движущегося тела АнтиГрей-витация сильнее, и этот эффект может существенно сказаться на свойствах космических объектов, например пульсаров, швидкообертових тяжелых и очень компактных телах. Скорость вещества на их поверхности может составлять заметную часть скорости света, и свойства гравитационных сил там будут совсем не такими, как считает современная астрофизика.

Сейчас предлагают опыты по измерению запаздывания сгустков ионов тяжелых атомов, выстреливают со дна глубоких шахт в длинные вертикально поставленные трубы. Запаздывание будет различным в зависимости от заряда, массового числа и энергии связи ядра иона.

А может, кто-то из сегодняшних школьников станет физиком и придумает более остроумный и убедительный эксперимент? Сегодня над этой проблемой размышляют во многих исследовательских лабораториях мира.