Структура населения отражает соотношение различных группировок человечества, в частности:
• мужчин и женщин (половая структура),
• детей, взрослых и лиц пожилого возраста (возрастная структура),
• служащих, рабочих, ученых, безработных (структура занятости);
• этносов, народностей, наций (этническая структура);
• религий (конфессиональная структура).
Пол - биологически (генетически) обусловлен разделение людей на мужчин и женщин, а большинства многоклеточных живых существ - на самцов и самок. У человека пол генетически определяется комбинацией хромосом у женщин XX и XY у мужчин. То есть у людей женщины имеют двойной набор «женских» X хромосом, а мужчины-комбинацию из X и свойственно мужской Y хромосомы. В быту, однако, пол определяют не анализом генов, а за наличием первичных (при рождении ребенка и в случаях, когда хотят убедиться в правильном определении пола) и вторичных (в повседневном общении) признаков. Пол - это термин, означающий те анатомо-биологические особенности людей (в основном - в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины.
Гендер - социальная роль, обусловлена статью человека. В литературе существует несколько концепций гендера. Это обусловлено как относительной «молодостью» гендерного подхода (первые научные труды появились около двадцати лет назад), так и сложностью самого феномена. Для всех них базовым положением является различение понятий пол (sex) и гендер (gender).
Понятие гендера вошло в обиход в социологии и означает социальный пол человека, в отличие от биологического пола, социально-ролевой статус, который определяет социальные возможности каждого пола в образовании, профессиональной деятельности, семейной роли и репродуктивном поведении, доступ к власти и является одним из базовых измерений социальной структуры общества. Поэтому употребление слова «гендер» как общего синонима слова пол является некорректным.
Гендер - это сложный социокультурный конструкт, отражающий различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским. В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их общение и взаимодействие в семье, но и определяет их социальные отношения в основных институтах общества. Гендер, таким образом, трактуется как один из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему.
Социальное воспроизводство тендерной сознания на уровне индивидов поддерживает основанную по признаку пола социальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловленные ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая это гендерными особенностями и разницей в их способностях, различиями в распределении власти между ними.
Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и существующие в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Они в определенной степени определяют психологические качества, способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает совсем не владение определенными природными качествами, а выполнение определенной роли.
Половой состав населения - соотношение численности мужчин и женщин в составе населения. Формируется под влиянием процессов рождаемости, смертности, миграции и войн (поскольку потери в войнах особенно значительны среди мужчин).
В целом численность мужчин на Земле превышает численность женщин на 33,9 млн.
В 101 стране мира больше женщин, в 84 - больше мужчин, у 24 из них количество примерно одинакова. Как и другие демографические показатели, половая структура неодинакова в развитых странах и развивающихся (в первых доля мужчин составляет 48,2%, у вторых - 50,9%). к тому, что в возрасте 15 - 20 лет числовое соотношение между полами выравнивается. Выше смертность мужчин пожилого возраста влияет на половую структуру. В некоторых азиатских странах (Индии, Пакистане, Бангладеш и др.) средняя продолжительность жизни у женщин на 0,5 - 2,2 года меньше, чем у мужчин, что также нарушает половую структуру населения. Следует отметить, что причины диспропорции полов в населении различных стран еще и до сих пор окончательно не выяснены.
Количественное преобладание мужчин над женщинами наблюдается в странах, где положение женщин исторически было неблагоприятное (ранние браки, многочисленные и ранние рождения детей), а также в тех странах, где большой приток мужской рабочей силы. Численность мужчин превышает численность женщин в подавляющем большинстве азиатских стран. Наибольшее количественное преобладание мужчин в Индии и Китае. В странах Южной Азии и в Китае мужчин на 63,4 млн. больше, чем женщин (в том числе в Китае на 31,2 млн. , в Индии - на 24,4 млн., в Пакистане на 4,5 млн., в Бангладеш - на 2,8 млн.). Однако в Индонезии, Мьянме, Вьетнаме, Японии мужчин меньше, чем женщин.
В Африке в целом численность мужчин и женщин примерно одинакова, но в странах Северной Африки, где господствует ислам, мужчин больше, чем женщин (в Ливии они составляют 53,0% населения, в Египте - 50,9, в Тунисе - 50,4%).
В Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно одинакова.
В Европе мужчин несколько меньше по сравнению с женщинами. Такие тенденции характерны и для Северной Америки.
В Австралии и Океании несколько преобладают мужчины.
Возрастные классы (также возрастные группы, возрастные ступени) - присущий первоначальном и традиционному обществу разделение мужчин и женщин на несколько возрастных категорий, каждая из которых имела четко определенные права и обязанности. Преимущественно выделялись четыре возрастных классы - дети, молодежь (юноши и девушки), взрослые и пожилые люди. Очень важным был переход или переводу из первой во вторую возрастную группу. Для этого существовала специальная система обычаев и обрядов - инициация.
В некоторых обществах, например в Восточной Африке (народы кикуйю, камба, сукума и другие) возрастные группы еволюціонізували в пожиттєві объединение членов племени, в частности мужские возрастные классы. Такие социальные группы имели определенные названия, четкую структуру и руководство, организацию деятельности, нередко «собственную» мифологию и историю (сакральное знание). Будучи при рождении причисленными к такой группе, с наступлением определенного возраста мальчики все вместе переходили (перечислялись) в следующий возрастной класс. Возрастные классы существовали во многих обществах мира. Остатки этого явления можно найти и в современном обществе. Далекие отголоски их сохранились у народов Северного Кавказа.
Возрастная структура населения - распределение его по возрастным группам и возрастным контингентам с целью изучения демографических и социально-экономических процессов. В возрастной структуре населения обычно распределяется по однолетним или пятилетним группами.
Для оценки общих структурных сдвигов применяют и деление на три возрастные группы:
- 0 - 14 лет,
- 15 - 59 лет,
- 60 лет и больше.
В международных сравнениях применяют разделение населения на две группы: до 14 лет, 15-64 года. Графически возрастная структура населения изображается вековой пирамидой: по горизонтали откладываются пропорциональны численности (доли) отдельных возрастных групп, а по вертикали - возраст. В конце ХХ - начале XXI в. наблюдалась такая возрастная структура населения:
- в мире в целом: до 14 лет - 32,0, 15-64 года - 61%;
- в странах с высоким доходом: соответственно 20,5 и 66,8%;
- в странах со средним доходом: соответственно - 36,2 и 58,7%;
- в странах с низким доходом: соответственно 33,5 и 60,0%.
Возрастной состав населения зависит от показателей
рождаемости, смертности и естественного прироста. Поэтому основные типы возрастного состава населения в начале 90-х годов XX в. в целом соответствуют типам его воспроизведения.
Возраст людей - чрезвычайно важна их признак и на микро-, и на макроуровне. От того, насколько «молодое» население страны, в значительной степени зависит интенсивность демографических процессов; возрастному составу населения определяются его жизненный и воспроизводственный потенциалы. «Молодое» или «старый» населения - не только его количественный признак (разный состав по возрасту), но также проявление глубинных демографических отношений между различными частями населения (поколениями, работоспособными и нетрудоспособными, родителями и детьми и т. др.) как составного типа воспроизводства населения. Статевовіковий состав населения - как в демографическом, так и экономический феномен. В частности, его особенности влияют на объем и структуру трудового потенциала общества, в значительной мере обусловливает функционирование и развитие всех сфер жизнедеятельности. Они определяют потребности в социальных трансфертах и в социальной инфраструктуре определенного назначения и, в конечном счете, является важным фактором общего уровня общественной производительности труда.
Статевовіковий состав населения - объективный результат эволюции естественного и миграционного движения населения, их обобщенное отражение.
Статевовікова пирамида (СВП) или, как ее еще называют, возрастная пирамида или пирамида возраста - это графическое изображение распределения населения по возрасту и полу. СВП представляет собой двустороннюю гистограмма, на которой возрастные интервалы в годах отложены на вертикальной оси, а абсолютное количество людей каждого определенного возраста и пола или их относительная доля в населении отражены горизонтальными прямоугольниками (или горизонтальными отрезками) с длиной одинакового масштаба.
Возрастно-половая пирамида высокоразвитых стран выглядит как колонна, что отражает тот факт, что численность детей, подростков, молодых людей, людей среднего и старшего возраста примерно одинаковая. Это объясняется тем, что среднее число детей, которое родит женщина в течение жизни, близко к простого воспроизводящему ведению уровня, когда каждая возрастная группа заменяет предыдущую.
Интенсивность