Научные понятия и термины является важнейшей составляющей инструментария любого исследования. Понятия формируются в процессе теоретического осмысления существующих явлений, установление их значимых особенностей. Понятийно-терминологический аппарат (понятия, термины и категории) отражает специфику исследуемого объекта, принципы и методы научного анализа, свидетельствует о теоретико-методологическую совершенство науки.
Центральным звеном этого аппарата есть понятие - узловые элементы научного знания, форма мышления, в которой отражаются общие существенные свойства или отношения предметов, явлений и процессов реального мира. Чаще понятия определяются с помощью ближайшей родовой признаки и существенных признаков, которыми характеризуются предметы (явления) и процессы, относящиеся к этому понятию.
Фундаментальные понятия называют «категориями» (греч. kategoria - высказывание, обвинение, признак) - Общими понятиями, которые отражают существенные, общие свойства и отношения явлений действительности и познания.
Понятия взаимосвязаны со сроками (лат. terminus - предел, край) - словами или словосочетаниями, предпринимаемые для выражения специального научного значения.
Основные понятия и термины страноведения. Современная экономическая и социальная география зарубежных стран пользуется развитым понятийно-терминологическим аппаратом. Его можно структурировать на несколько основных групп:
- Понятия, используемые для характеристики экономико-географических образований («регион», «страна», «государство», «зависимая территория», «государственная территория», «территориальная социально-экономическая система», «экономический район» и др.). ;
- Понятия, употребляемые при анализе экономико-гео-графических отношений («территориальная организация», «размещение», «расселение населения», «международный географическое разделение труда»);
- Понятие, отражающие экономико-географические процессы («процесс размещения производственных сил», «процесс расселения», «процесс урбанизации», «процессы экономической интеграции» и др.)..
Экономико-географические понятия страноведения можно разделить на общенаучные, используемые не только в географии, но и в других дисциплинах («территориальное разделение труда», «естественные условия», «население», «грамотность» и др..) Общегеографические («территория», «природно-ресурсный потенциал», «географическая среда», «географическое положение» и др.), собственно экономико-географические («территориальная организация общества», «экономико-гео-графическое районирование», «территориальная организация общества и хозяйства»; страноведческие, употребление которых, однако, не ограничивается сугубо страноведением («столица», «державнатеритория», «тип страны», «границы», «политическая карта мира» и др..).
Внедрение специальных терминов в науку должно отвечать следующим требованиям:
- Систематичность (сроки должны быть не изолированными, а соподчиненными в терминологической системе);
- Дериватнисть (сроки должны быть основой образования других терминов)
- Краткость (сроки должны быть точными и емкими)
- Благозвучие (сроки должны быть удобными в произношении, не вызывать неправильных ассоциаций);
- Грамматическая правильность (сроки должны соответствовать правилам и нормам государственного языка);
- Уникальность (не должны существовать смежные сроки);
- Эквивалентность (наличие соответствия в другом языке). Отражая различные стороны и свойства географичнихявищ, их взаимозависимость, страноведческие понятия и термины образуют понятийно-терминологические системы - совокупности понятий и соответствующих терминов, взаимосвязанных общим базисным понятием. Такие системы являются разномасштабными, для их построения характерен принцип иерархии. Большие понятийно-терминологические системы формируются на основе важнейших, фундаментальных экономико-гео-графических понятий: «континент», «регион», «территория страны», «экономический район», «населенный пункт».
Понятийно-терминологический аппарат экономической и социальной географии зарубежных стран и общественной географии вообще постоянно обновляется результате переосмысления традиционных и применения новых или дополнительных понятий. Это связано с обогащением инструментария общественной географии новыми методами исследования, со становлением научных направлений, изучающих политическую, социальную, культурную, рекреационную сферы страноведения, с общим развитием экономической, социальной и политической географии.
Страноведение постоянно оперирует определенными базовыми понятиями, к которым относятся, например, «страна» и «государство». Они в некотором роде являются синонимами, но «страна» имеет вместительный культурно-исторический, социально-экономическое и политическое содержание.
Страна - территория с определенными границами, заселена определенным народом, которая в политико-географическом аспекте может иметь государственный суверенитет или быть зависимой.
Если страна является суверенной территорией, то она приобретает политический статус государства.
Государство - суверенное политическое образование, которое осуществляет свои властные полномочия на определенной территории через деятельность особой системы органов и организаций - государственного механизма.
К основным составляющим государства относятся:
- Суверенитет власти (ее верховенство, единство, неделимость);
- Система органов власти - аппарат;
- Определена границами территория, население которой делится по административно-территориальному принципу, а не по признакам кровного родства;
- Правовые нормы, устанавливаемые и охраняются государством;
- Система налогов для содержания государственного аппарата.
Государство выполняет следующие функции: законотворческую; обороны и национальной безопасности, обеспечение правопорядка, защиты конституционных основ общества, согласование интересов различных социальных групп и индивидов, решения социальных конфликтов; государственно-административного управления в различных сферах социальной жизни осуществления экономической (формирование бюджета, контроль за денежной массой, общая координация хозяйственной деятельности, приватизация и структурная перестройка), социальной (деятельность в области здравоохранения и гигиены, поддержка социально уязвимых слоев населения, улучшения природной среды), культурной (обеспечения государственных приоритетов в области образования, науки, культуры) политики и т.д..
Территория государства. Каждая страна располагается на определенной территории, которая характеризуется локализацией, наличием особых видов ресурсов, спецификой географического положения; определенными типами природных ландшафтов, степенью хозяйственного освоения т.д.. Территориальность рассматривают как один из главных принципов страноведения.
Государственная территория - часть земного шара с природными, а также созданными в результате человеческой деятельности особенностями и ресурсов, находящихся под суверенитетом определенной страны.
Территория является элементом производственной мощи государства. Ее географическое положение, природные ресурсы и условия их освоения способствуют развитию хозяйства или ограничивают его. Чем больше территория страны, тем разнообразнее ее природные ресурсы, тем лучше возможности для территориального маневра, для формирования межрайонного разделения труда и экономических районов. Сейчас существуют государства, территория которых охватывает огромные участки земной поверхности (Россия, Китай, Канада, СЕЛА, Бразилия), даже отдельные континенты (Австралия) или состоит из одного-двух квадратных километров (Ватикан, Монако).
Потеря территории приводит к прекращению существования самого государства. Поэтому каждая страна пытается всеми средствами сохранить ее.
В состав территории страны входят:
1) сушу в пределах границ;
2) внутренние и территориальные воды;
3) воздушное пространство над сушей и морем;
4) недра, находящиеся под Сухопутные и водной территорией.
Внутренние воды относятся к юрисдикции государств, а правила судоходства и рыболовства в них устанавливаются законами этих стран. Суда зарубежных государств во внутренние воды допускаются только согласно международным договорам.
Внутренние воды - воды, расположенные в пределах территории определенного государства (кроме территориальных вод), к которым относятся реки, озера, каналы, проливы, водохранилища, а также внутренние моря, окруженные со всех сторон сушей, который £ территории только этого государства.
К внутренним водам относятся морские порты, внешние и внутренние рейды и бухты, берега которых является собственностью одного государства. Залива считаются внутренними водами, если ширина входа в них не превышает 24 мили, а берега принадлежат стране.
В 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву провозгласила об установлении ширины территориальных вод в межах12 морских миль (1 морская миля равна 1852 м) от побережья. Однако 9 стран после Второй мировой войны объявили об установлении 200-мильной зоны территориальных вод (Бенин, Эквадор, Коста-Рика, Либерия, Никарагуа, Перу, Сальвадор, Сомали, Филиппины), а в некоторых государствах она составляет даже меньше 12 миль, в частности в Греции и Доминиканской Республике (по 6 миль), Норвегии (4 мили), Иордании, Палау, Сингапуре (по 3 мили).
Территориальные воды - морские (океанические) воды, прилегающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав ее территории и находящихся под ее суверенитетом.
В 1975 году в Хельсинки на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе было принято положение о признании и нерушимости сухопутных и морских государственных границ между странами, которые сформировались после Второй мировой войны.
Современное международное право провозглашает принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств, запрещает насильственное завоевание чужих территорий, нарушение государственных границ, использования территории любого государства без его согласия, предполагает возможность изменения границ территории страны только в отдельных случаях.
Границы и конфигурация. Для обеспечения режима неприкосновенности границы соседние государства устанавливают определенный режим границы. Государственные границы являются особым типом границ, строго зафиксированы и достаточно устойчивы. их устойчивость связана с историческим развитием государства. Например, в Латинской Америке, в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке территориальные противоречия еще неурегулированные, что приводит межгосударственные конфликты в той или иной форме.
Государственная граница - обозначена на поверхности земли (суши или водного пространства) или мнимая, но обозначена на карте линия и мнимая вертикальная плоскость, проходящая через нее перпендикулярно в воздушном пространстве и в недрах земли и отделяет территорию государства от других государств и открытых морей.
Процесс исторического развития стран и народов происходит на их территориях в рамках государственных границ. Изучения территорий именно в таких пределах является одним из основных задач экономической и социальной географии зарубежных стран. В международной жизни все чаще встречаются случаи решения политических, экономических (в частности, промышленного, транспортного и иного хозяйственного строительства), экологических проблем силами и средствами сразу нескольких государств, различных совместных акций. При этом (даже при широких и многосторонних интеграционных процессов) ни одно государство не отказывается от своих границ. Хотя они в определенной степени видоизменяются (например, в рамках СС государственные границы превращаются из барьеров на линии связи), открытость границ не означает потерю суверенитета территории страны.
По природным особенностям различают сухопутные, водные, морские и воздушные границы государственной территории.
Сухопутные границы определяются соглашениями между соседними государствами. Эти границы проводятся с учетом особенностей местности (горы, реки и др..). Иногда они устанавливаются по прямой линии между двумя точками (геометрические границы), а также за меридианами или параллелями (астрономические границы).
Водные границы разделяют на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы на реках определяются соглашениями между прибрежными государствами: на суходольных реках - за тальвегом (линия наибольших глубин) или посередине главного фарватера (путь безопасного движения судов), на несуходольних - посередине реки. На озерах и других водоемах границу проводят по прямой линии, соединяющей выходы сухопутного границы к берегам озер или иного водоема.
Морскими границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных морей соседних государств. Внешние пределы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.
Воздушные границы - это боковые и высотные пределы воздушного пространства страны. Боковым рубежом воздушного пространства является вертикальная плоскость, проходящая по сухопутных и водных линиях государственной границы.
Установление границ предусматривает два этапа: делимитацию (договорное признание направлении и прохождения границы) и демаркации (проведение линии границы по местности).
Конфигурация территории страны корректирует ее размеры. Она характеризуется показателями средней и максимального расстояния от границ (например, в Венгрии и Болгарии вообще нет районов, удаленных от государственных границ более чем на 125 км, в Польше - на 230 км), компактностью территории, преимущественно определяет географию населения и хозяйства, разветвления транспортной сети. Относительно компактными странами являются, например, Франция, Польша, а Чили, Норвегия, Швеция, Вьетнам, Малави и т.д. имеют удлиненную конфигурацию.
Изучение параметров территории имеет теоретико-методическое значение, позволяет формировать пространственное представление о стране. Конфигурацию необходимо учитывать в управлении, ведь она влияет на связи, параметры инфраструктуры, размещения производственных сил, культурные связи между районами страны.
Формы государственного правления и устройства. Форму государственного правления детерминирующих отношения между высшими органами власти государства, а форму государственного устройства обусловливают отношения между различными органами власти территориальных единиц государства с центральными органами власти.
Форма правления - организация государственной власти, обусловлена принципами формирования и отношений высших органов государства.
Ее определяет прежде формальным источником власти. Зависимости от правового статуса главы государства и порядка формирования высшего органа государственной власти различают четыре формы государственного правления: республику, монархию, страны содружества, Джамахирии.
Республика. Эта форма правления возникла давно, однако и в настоящее время является самой распространенной.
Республика (лат. respublica, от res - дело, дело и publicus - общественный) - форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются парламентом, а все суверенные права на власть принадлежат или всем дееспособным гражданам, или их большинства .
Республику считают прогрессивной и демократической формой правления. Ее выбрали большинство стран Латинской
Америки, освободившихся от гнета монархических колониальных держав в конце XIX - начале XX в., Почти все бывшие колонии в Азии (в т.ч. Индия, Индонезия, Пакистан и др.), ставших независимыми в середине прошлого века, 49 африканских стран ( с 53 существующих), большинство которых добилась независимости в 60-70-е годы XX в. Республиками после Второй мировой войны стали и некоторые относительно молодые монархии (Румыния, Сербия, Греция) и даже такие древние монархии, как Египет, Эфиопия, Иран (Персия). Сейчас на политической карте мира насчитывается 147 республик, которые различаются политическими и социально-экономическими особенностями.
Учитывая формы правления выделяют:
- Президентскую республику, в которой президент избирается народом непосредственно или опосредованно. В республиках этого типа президент является главой государства и исполнительной власти. Он формирует правительство и возглавляет его, не обладает законодательной инициативой, не может распустить парламент, а парламент не может выразить недоверие правительству. Парламент в таких республиках осуществляет законодательную, бюджетную и контролирующую функции (США, некоторые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Колумбия, Чили) и Африки (ЮАР, Кот-д'Ивуар, Уганда и т.д.);
- Парламентскую республику, характеризуется верховенством парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. В такой республике президента избирает парламент, которому он отчитывается. Возглавляет правительство премьер-министр. Парламент осуществляет законодательную, государственно, бюджетную функции и функцию парламентского контроля. Президент имеет право распустить парламент. В парламентских республиках власть сосредоточена в руках правительства, главе которого принадлежит наибольшее власти. Правительство формируют те политические партии, которым принадлежит большинство мест в парламенте. Такая форма правления распространилась в европейских (Албания, Греция, Эстония, Италия, Латвия, Словакия, Венгрия, ФРГ и др.) и азиатских (Индия, Израиль и др.). Странах;
- Президентско-парламентскую (или смешанную) республику, предусматривающий сочетание элементов президентской и парламентской республик, сильной власти и эффективного контроля парламента за деятельностью правительства. Президента избирают на прямых выборах, он является главой государства и исполнительной власти.