Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Научные понятия и термины является важнейшей составляющей инструментария любого исследования. Понятия формируются в процессе теоретического осмысления существующих явлений, установление их значимых особенностей. Понятийно-терминологический аппарат (понятия, термины и категории) отражает специфику исследуемого объекта, принципы и методы научного анализа, свидетельствует о теоретико-методологическую совершенство науки.

 

 

Центральным звеном этого аппарата есть понятие - узловые элементы научного знания, форма мышления, в которой отражаются общие существенные свойства или отношения предметов, явлений и процессов реального мира. Чаще понятия определяются с помощью ближайшей родовой признаки и существенных признаков, которыми характеризуются предметы (явления) и процессы, относящиеся к этому понятию.

 

Фундаментальные понятия называют «категориями» (греч. kategoria - высказывание, обвинение, признак) - Общими понятиями, которые отражают существенные, общие свойства и отношения явлений действительности и познания.

 

Понятия взаимосвязаны со сроками (лат. terminus - предел, край) - словами или словосочетаниями, предпринимаемые для выражения специального научного значения.

 

Основные понятия и термины страноведения. Современная экономическая и социальная география зарубежных стран пользуется развитым понятийно-терминологическим аппаратом. Его можно структурировать на несколько основных групп:

 

- Понятия, используемые для характеристики экономико-географических образований («регион», «страна», «государство», «зависимая территория», «государственная территория», «территориальная социально-экономическая система», «экономический район» и др.). ;

 

- Понятия, употребляемые при анализе экономико-гео-графических отношений («территориальная организация», «размещение», «расселение населения», «международный географическое разделение труда»);

 

- Понятие, отражающие экономико-географические процессы («процесс размещения производственных сил», «процесс расселения», «процесс урбанизации», «процессы экономической интеграции» и др.)..

 

Экономико-географические понятия страноведения можно разделить на общенаучные, используемые не только в географии, но и в других дисциплинах («территориальное разделение труда», «естественные условия», «население», «грамотность» и др..) Общегеографические («территория», «природно-ресурсный потенциал», «географическая среда», «географическое положение» и др.), собственно экономико-географические («территориальная организация общества», «экономико-гео-графическое районирование», «территориальная организация общества и хозяйства»; страноведческие, употребление которых, однако, не ограничивается сугубо страноведением («столица», «державнатеритория», «тип страны», «границы», «политическая карта мира» и др..).

 

Внедрение специальных терминов в науку должно отвечать следующим требованиям:

- Систематичность (сроки должны быть не изолированными, а соподчиненными в терминологической системе);

 

- Дериватнисть (сроки должны быть основой образования других терминов)

 

- Краткость (сроки должны быть точными и емкими)

 

- Благозвучие (сроки должны быть удобными в произношении, не вызывать неправильных ассоциаций);

 

- Грамматическая правильность (сроки должны соответствовать правилам и нормам государственного языка);

 

- Уникальность (не должны существовать смежные сроки);

 

- Эквивалентность (наличие соответствия в другом языке). Отражая различные стороны и свойства географичнихявищ, их взаимозависимость, страноведческие понятия и термины образуют понятийно-терминологические системы - совокупности понятий и соответствующих терминов, взаимосвязанных общим базисным понятием. Такие системы являются разномасштабными, для их построения характерен принцип иерархии. Большие понятийно-терминологические системы формируются на основе важнейших, фундаментальных экономико-гео-графических понятий: «континент», «регион», «территория страны», «экономический район», «населенный пункт».

 

Понятийно-терминологический аппарат экономической и социальной географии зарубежных стран и общественной географии вообще постоянно обновляется результате переосмысления традиционных и применения новых или дополнительных понятий. Это связано с обогащением инструментария общественной географии новыми методами исследования, со становлением научных направлений, изучающих политическую, социальную, культурную, рекреационную сферы страноведения, с общим развитием экономической, социальной и политической географии.

 

Страноведение постоянно оперирует определенными базовыми понятиями, к которым относятся, например, «страна» и «государство». Они в некотором роде являются синонимами, но «страна» имеет вместительный культурно-исторический, социально-экономическое и политическое содержание.

 

Страна - территория с определенными границами, заселена определенным народом, которая в политико-географическом аспекте может иметь государственный суверенитет или быть зависимой.

 

Если страна является суверенной территорией, то она приобретает политический статус государства.

 

Государство - суверенное политическое образование, которое осуществляет свои властные полномочия на определенной территории через деятельность особой системы органов и организаций - государственного механизма.

 

К основным составляющим государства относятся:

 

- Суверенитет власти (ее верховенство, единство, неделимость);

 

- Система органов власти - аппарат;

 

- Определена границами территория, население которой делится по административно-территориальному принципу, а не по признакам кровного родства;

 

- Правовые нормы, устанавливаемые и охраняются государством;

 

- Система налогов для содержания государственного аппарата.

 

Государство выполняет следующие функции: законотворческую; обороны и национальной безопасности, обеспечение правопорядка, защиты конституционных основ общества, согласование интересов различных социальных групп и индивидов, решения социальных конфликтов; государственно-административного управления в различных сферах социальной жизни осуществления экономической (формирование бюджета, контроль за денежной массой, общая координация хозяйственной деятельности, приватизация и структурная перестройка), социальной (деятельность в области здравоохранения и гигиены, поддержка социально уязвимых слоев населения, улучшения природной среды), культурной (обеспечения государственных приоритетов в области образования, науки, культуры) политики и т.д..

 

Территория государства. Каждая страна располагается на определенной территории, которая характеризуется локализацией, наличием особых видов ресурсов, спецификой географического положения; определенными типами природных ландшафтов, степенью хозяйственного освоения т.д.. Территориальность рассматривают как один из главных принципов страноведения.

 

Государственная территория - часть земного шара с природными, а также созданными в результате человеческой деятельности особенностями и ресурсов, находящихся под суверенитетом определенной страны.

 

Территория является элементом производственной мощи государства. Ее географическое положение, природные ресурсы и условия их освоения способствуют развитию хозяйства или ограничивают его. Чем больше территория страны, тем разнообразнее ее природные ресурсы, тем лучше возможности для территориального маневра, для формирования межрайонного разделения труда и экономических районов. Сейчас существуют государства, территория которых охватывает огромные участки земной поверхности (Россия, Китай, Канада, СЕЛА, Бразилия), даже отдельные континенты (Австралия) или состоит из одного-двух квадратных километров (Ватикан, Монако).

 

Потеря территории приводит к прекращению существования самого государства. Поэтому каждая страна пытается всеми средствами сохранить ее.

 

В состав территории страны входят:

 

1) сушу в пределах границ;

 

2) внутренние и территориальные воды;

 

3) воздушное пространство над сушей и морем;

 

4) недра, находящиеся под Сухопутные и водной территорией.

 

Внутренние воды относятся к юрисдикции государств, а правила судоходства и рыболовства в них устанавливаются законами этих стран. Суда зарубежных государств во внутренние воды допускаются только согласно международным договорам.

 

Внутренние воды - воды, расположенные в пределах территории определенного государства (кроме территориальных вод), к которым относятся реки, озера, каналы, проливы, водохранилища, а также внутренние моря, окруженные со всех сторон сушей, который £ территории только этого государства.

 

К внутренним водам относятся морские порты, внешние и внутренние рейды и бухты, берега которых является собственностью одного государства. Залива считаются внутренними водами, если ширина входа в них не превышает 24 мили, а берега принадлежат стране.

 

В 1982 г. Конвенция ООН по морскому праву провозгласила об установлении ширины территориальных вод в межах12 морских миль (1 морская миля равна 1852 м) от побережья. Однако 9 стран после Второй мировой войны объявили об установлении 200-мильной зоны территориальных вод (Бенин, Эквадор, Коста-Рика, Либерия, Никарагуа, Перу, Сальвадор, Сомали, Филиппины), а в некоторых государствах она составляет даже меньше 12 миль, в частности в Греции и Доминиканской Республике (по 6 миль), Норвегии (4 мили), Иордании, Палау, Сингапуре (по 3 мили).

 

Территориальные воды - морские (океанические) воды, прилегающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав ее территории и находящихся под ее суверенитетом.

 

В 1975 году в Хельсинки на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе было принято положение о признании и нерушимости сухопутных и морских государственных границ между странами, которые сформировались после Второй мировой войны.

 

Современное международное право провозглашает принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств, запрещает насильственное завоевание чужих территорий, нарушение государственных границ, использования территории любого государства без его согласия, предполагает возможность изменения границ территории страны только в отдельных случаях.

 

Границы и конфигурация. Для обеспечения режима неприкосновенности границы соседние государства устанавливают определенный режим границы. Государственные границы являются особым типом границ, строго зафиксированы и достаточно устойчивы. их устойчивость связана с историческим развитием государства. Например, в Латинской Америке, в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке территориальные противоречия еще неурегулированные, что приводит межгосударственные конфликты в той или иной форме.

 

Государственная граница - обозначена на поверхности земли (суши или водного пространства) или мнимая, но обозначена на карте линия и мнимая вертикальная плоскость, проходящая через нее перпендикулярно в воздушном пространстве и в недрах земли и отделяет территорию государства от других государств и открытых морей.

 

Процесс исторического развития стран и народов происходит на их территориях в рамках государственных границ. Изучения территорий именно в таких пределах является одним из основных задач экономической и социальной географии зарубежных стран. В международной жизни все чаще встречаются случаи решения политических, экономических (в частности, промышленного, транспортного и иного хозяйственного строительства), экологических проблем силами и средствами сразу нескольких государств, различных совместных акций. При этом (даже при широких и многосторонних интеграционных процессов) ни одно государство не отказывается от своих границ. Хотя они в определенной степени видоизменяются (например, в рамках СС государственные границы превращаются из барьеров на линии связи), открытость границ не означает потерю суверенитета территории страны.

 

По природным особенностям различают сухопутные, водные, морские и воздушные границы государственной территории.

 

Сухопутные границы определяются соглашениями между соседними государствами. Эти границы проводятся с учетом особенностей местности (горы, реки и др..). Иногда они устанавливаются по прямой линии между двумя точками (геометрические границы), а также за меридианами или параллелями (астрономические границы).

 

Водные границы разделяют на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы на реках определяются соглашениями между прибрежными государствами: на суходольных реках - за тальвегом (линия наибольших глубин) или посередине главного фарватера (путь безопасного движения судов), на несуходольних - посередине реки. На озерах и других водоемах границу проводят по прямой линии, соединяющей выходы сухопутного границы к берегам озер или иного водоема.

 

Морскими границами государства являются внешние пределы его территориального моря или линия разграничения территориальных морей соседних государств. Внешние пределы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.

 

Воздушные границы - это боковые и высотные пределы воздушного пространства страны. Боковым рубежом воздушного пространства является вертикальная плоскость, проходящая по сухопутных и водных линиях государственной границы.

 

Установление границ предусматривает два этапа: делимитацию (договорное признание направлении и прохождения границы) и демаркации (проведение линии границы по местности).

 

Конфигурация территории страны корректирует ее размеры. Она характеризуется показателями средней и максимального расстояния от границ (например, в Венгрии и Болгарии вообще нет районов, удаленных от государственных границ более чем на 125 км, в Польше - на 230 км), компактностью территории, преимущественно определяет географию населения и хозяйства, разветвления транспортной сети. Относительно компактными странами являются, например, Франция, Польша, а Чили, Норвегия, Швеция, Вьетнам, Малави и т.д. имеют удлиненную конфигурацию.

 

Изучение параметров территории имеет теоретико-методическое значение, позволяет формировать пространственное представление о стране. Конфигурацию необходимо учитывать в управлении, ведь она влияет на связи, параметры инфраструктуры, размещения производственных сил, культурные связи между районами страны.

 

Формы государственного правления и устройства. Форму государственного правления детерминирующих отношения между высшими органами власти государства, а форму государственного устройства обусловливают отношения между различными органами власти территориальных единиц государства с центральными органами власти.

 

Форма правления - организация государственной власти, обусловлена принципами формирования и отношений высших органов государства.

 

Ее определяет прежде формальным источником власти. Зависимости от правового статуса главы государства и порядка формирования высшего органа государственной власти различают четыре формы государственного правления: республику, монархию, страны содружества, Джамахирии.

 

Республика. Эта форма правления возникла давно, однако и в настоящее время является самой распространенной.

 

Республика (лат. respublica, от res - дело, дело и publicus - общественный) - форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются парламентом, а все суверенные права на власть принадлежат или всем дееспособным гражданам, или их большинства .

 

Республику считают прогрессивной и демократической формой правления. Ее выбрали большинство стран Латинской

 

Америки, освободившихся от гнета монархических колониальных держав в конце XIX - начале XX в., Почти все бывшие колонии в Азии (в т.ч. Индия, Индонезия, Пакистан и др.), ставших независимыми в середине прошлого века, 49 африканских стран ( с 53 существующих), большинство которых добилась независимости в 60-70-е годы XX в. Республиками после Второй мировой войны стали и некоторые относительно молодые монархии (Румыния, Сербия, Греция) и даже такие древние монархии, как Египет, Эфиопия, Иран (Персия). Сейчас на политической карте мира насчитывается 147 республик, которые различаются политическими и социально-экономическими особенностями.

 

Учитывая формы правления выделяют:

 

- Президентскую республику, в которой президент избирается народом непосредственно или опосредованно. В республиках этого типа президент является главой государства и исполнительной власти. Он формирует правительство и возглавляет его, не обладает законодательной инициативой, не может распустить парламент, а парламент не может выразить недоверие правительству. Парламент в таких республиках осуществляет законодательную, бюджетную и контролирующую функции (США, некоторые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Колумбия, Чили) и Африки (ЮАР, Кот-д'Ивуар, Уганда и т.д.);

 

- Парламентскую республику, характеризуется верховенством парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. В такой республике президента избирает парламент, которому он отчитывается. Возглавляет правительство премьер-министр. Парламент осуществляет законодательную, государственно, бюджетную функции и функцию парламентского контроля. Президент имеет право распустить парламент. В парламентских республиках власть сосредоточена в руках правительства, главе которого принадлежит наибольшее власти. Правительство формируют те политические партии, которым принадлежит большинство мест в парламенте. Такая форма правления распространилась в европейских (Албания, Греция, Эстония, Италия, Латвия, Словакия, Венгрия, ФРГ и др.) и азиатских (Индия, Израиль и др.). Странах;

 

- Президентско-парламентскую (или смешанную) республику, предусматривающий сочетание элементов президентской и парламентской республик, сильной власти и эффективного контроля парламента за деятельностью правительства. Президента избирают на прямых выборах, он является главой государства и исполнительной власти.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии