Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся о природные компоненты и природные комплексы, сформировать знания учащихся о факторах формирования природно-территориальных комплексов (ПТК) - ландшафтов, особенности

взаимодействия компонентов природы в ПТК продолжать формировать умение работать с картографическими материалами на примере ландшафтной карты; продолжить работу по формированию у учащихся навыков мышления высокого уровня.

 

Опорные и базовые понятия: природно-территориальные комплексы, ландшафты, ландшафтотвирни факторы, палеоландшафтов, природные ландшафты, антропогенные ландшафты.

 

Все ландшафты подразделяют на природные и антропогенные.

 

Природные ландшафты образуют горные породы, воздух, вода, почвы, растительность, животный мир, взаимодействующих между собой и формируются под воздействием природных процессов - ландшафтотвирних факторов. Различают природные ландшафты суши и водные. Названия природных ландшафтов отражают принадлежность к тепловых поясов, природных зон и равнин, гор. Например на территории Украины, выделяют равнинные, горные, смешанные-лесные, лесостепные, степные, субтропические.

 

Антропогенные ландшафты образуют естественные и измененные человеком компоненты, которые взаимодействуют между собой.

 

Они сформировались на протяжении длительного исторического периода под влиянием хозяйственной деятельности человека. Антропогенными компонентами ландшафтов являются сельскохозяйственные угодья, мелиоративные системы, населенные пункты, лесополосы, водохранилища, транспортные системы, карьеры, шахты и т.п.. Названия антропогенных ландшафтов зависят от вида хозяйственной деятельности, под влиянием которой изменился природный ландшафт (сельского, лесо-и водохозяйственные, промышленные, селитебных (населенных пунктов), рекреационные, природоохранные).

 

Ландшафтам присуща зональность, проявляющаяся в изменении их природных характеристик.

 

2. Прием «Проблемный вопрос»

 

• Назовите, какие компоненты ландшафта изменяются в зависимости от географической широты?

 

• Укажите, какие факторы ландшафтотворення мы можем назвать внутренними, а какие - внешними.

 

• Проранжуйте по значению названные вами факторы ландшафтотворення.

 

 • Подумайте, приведет к изменению всего ландшафта изменение одного из его компонентов. Приведите примеры.

 

3. Прием «Словарь»

Ландшафтная карта отражает зональность распределения ландшафтов, которая выявляет изменения в зависимости от географической широты природных характеристик ландшафтов: количества тепла, увлажнения, типов почв, растительного и животного мира, физико-географических процессов и явлений.

4. Учитель. По внешнему виду ландшафтная карта является несколько сложнее, чем карта отдельных природных компонентов. Для того, чтобы работа с ландшафтной картой была эффективной, необходимо как следует познакомиться с легендой карты, выяснить последовательность выделения ландшафтных классификационных единиц (классы, типы, виды). Обратить внимание на тот факт, что при классификации ландшафтов Украины учитывают их происхождения, истории развития, взаимосвязи между компонентами, уровень воздействия на них хозяйственной деятельности человека, пространственное размещение (горы, равнины). Помнить, что выделяя и изображая ландшафты на карте, всесторонне анализируют взаимосвязи между основными факторами ландшафтотворення - солнечной радиацией, литосферой, гидросферой.

5. Прием «Географическая лаборатория»

Задачи. Используя текст учебника, исследовать развитие (изменение) природных ландшафтов течение антропогенового периода. Охарактеризовать эти природные ландшафты. Подготовить краткую презентацию ответ полученных результатов. Для иллюстрации ответы учащиеся должны использовать ландшафтную карту.

В результате деятельности «географических лабораторий» учащиеся должны получить знания о наличии в начале антропогенового периода на территории Украины двух ландшафтов - лесного и лесостепного, а после отступления днепровского ледника - степного; установить наличие течение действия ледника двух типов палеоландшафтов - холодных (ледниковых) и теплых (межледникового) сложить их краткую характеристику, обращая внимание на общие и отличительные черты.

Кроме того, ученики должны обратить внимание на влияние хозяйственной деятельности человека на формирование ландшафтов территории Украины.

6. Учитель. Для отображения ландшафтной структуры территории Украины выделяют следующие классификационные единицы ландшафтов: классы, типы, виды.

В классы ландшафтов объединяются природные комплексы с одинаковыми географическим признакам.

В пределах Украины различают 2 класса ландшафтов: равнинные и горные.

Класс равнинных охватывает более 94% территории и объединяет типы и подтипы ландшафтов.

Зависимости от соотношения тепла и влаги, которым обусловлено зональное распределение почвенного и растительного покрова, ход физико-географических процессов, особенности гидрологического режима, класс равнинных восточноевропейских ландшафтов делится на следующие типы:

• Смешанные-лесные;

• широколиственные-лесные;

• лесостепные;

• степные.

Степные, в свою очередь делятся на подтипы: пивничностепови, середньостепови, сухостепови.

Карпатские горные лугово-лесные ландшафты подразделяются на подтипы:

• лесолуговые остепненные;

• лучнолисови;

• широколиственные-лесные;

• Смешанные-лесные;

• луговые (субальпийские).

Крымские горные лугово-лесные ландшафты подразделяются на подтипы:

• лесостепные засушливые;

• Смешанные-лесные;

• широколиственные-лесные;

• луговые остепненные;

• лукостепови (яйлинские).

Отдельные типы составляют ландшафты Южного берега Крыма и пойм рек.

7. Прием «Творческая лаборатория»

Пользуясь текстом учебника, ландшафтной картой, работая малыми творческими группами, необходимо составить краткую характеристику основных типов ландшафтов, которые распространены в Украине (смешанные-лесных, широколиственные-лесных, лесостепных, степных). Характеристика должна содержать информацию о географическом положении ландшафта, особенности климата, почвы, растительного мира.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии