Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Рассматривая развитие органического мира, его непрерывную эволюцию и резкий рост разнообразия представителей протяжении фанерозоя, интересно поставить вопрос о роли биогенного фактора в формировании земной коры.

При рассмотрении осадконакопления уже приводились данные о том, что в Мировой океан сейчас поступает около 7% биогенного материала. В составе земной коры содержится более 17% карбонатных пород, значительная часть которых имеет или может иметь биогенное происхождение. Если добавить, что определенная часть силикатных пород в геосинклинальных складчатых областях также связана с деятельностью организмов (радиоляриты, диатомитов и др..), А угля на материковых площадях - продукт накопления растительной органики, то получается, что это очень мощный фактор осадкона-накопление .

 

Роль органического мира в формировании земной коры является специфическим вопросом, требующим специального изучения. Здесь мы рассмотрим лишь несколько отдельных примеров такого влияния. В разделе о каменную летопись Земли мы говорили о такой породе, как писчий мел, название которой сохранилось за системой. И хотя отмечалось, что эта система составлена многими другими породами, масштабы этой седиментации можно считать грандиозными.

 

Писчий мел почти целиком состоит из остатков микроскопических одноклеточных жгутиковых водорослей типа Золотистые, образованные известковыми пластинками и получили название Коколя-тофоридив. Толстые этих пород почти непрерывным поясом простираются через Европу в Прикаспийской низменности. Причем на отдельных участках мощность их составляет сотни метров. Например, в Харькове, который трудно отнести к подвижным областей, мощность карбонатной верхнего мела достигает 600 м. Южнее толще писчего мела замещаются преимущественно органогенными известняками Крыма, Кавказа, Копетдага. А в целом этот карбонатный пояс прослеживается почти на всех материках (Австралия, Юго-Восточная Азия, Америка), где мы видим его фрагменты.

 

Не менее являются масштабы накопления карбонатных пород, характерные для каменноугольной системы, нижняя часть которой на участке Северная Америка - Европа мощности в одну-две сотни метров. В Японии и Китае известняки примерно такой же мощности размещаются уже в верхней части карбона. Такого же типа известняки составляют разрезы среднего и нижнего палеозоя Евразии, а также отдельные ярусы пермской, триасовой, юрской и палеогеновой систем. Многие из таких пород почти целиком сложены остатками морских организмов и даже получили соответствующие названия: нумулитови, фузулиниды, мшанки и др..

 

Каменный и бурый уголь, а также торф представляют собой остатки преобразованной растительной органики, накопившейся преимущественно в континентальных условиях древних материков. Мощности углей в бассейнах составляют обычно доли метров, редко - первые их десятки, масштабы этого биогенеза значительно уступают карбонатном. Но мы должны учитывать, что существует огромное количество песчано-глинистых пород серых и темно-серого цвета, содержащие рассеянную органику. Огромное количество растительного вещества в поверхностных условиях разрушена, не сохранилась. Есть так называемые битуминозные сланцы, биогенная составляющая которых представлена остатками морских организмов. Все это позволяет говорить о важной роли масштабов биогенеза, на что в свое время обращал внимание еще В. И. Вер-Вернадский.

 

Нефть и газ принадлежат к полезным ископаемым, без которых невозможно развитие современной энергетики. Их грандиозные скопления известны в пределах Западной Сибири, на Аравийском п-ове, в отдельных прибрежных акваториях. В Украине основные запасы природного газа сосредоточены в Днепровско-Донецкой впадине. Несмотря на высокую степень изученности этих природных углеводородов, по вопросу их происхождения существуют различные мнения: являются ли они продуктом органического или неорганического генезиса. И хотя традиционно считается, что они образовались из обогащенных органикой осадочных пород, появляется немало данных и сторонников неорганического происхождения - глубинного поступления этих углеводородов из земных недр. Еще один важный и недостаточно изучен вопрос - время образования их скоплений. Мы можем точно определять возраст отложений, содержащих их, и сложившихся структур, в которых находятся залежи, но для датировки процесса их образования достоверных данных и методов пока нет. Как видим, это непрерывный процесс, который продолжается и сейчас.

 

Рассматривая вопрос о роли органического вещества в формировании земной коры, хотелось бы обратить внимание на такой момент. Масштабы накопления биогенного материала достаточно резко изменяются во времени, можно отчетливо наблюдать на примере как известняков, так и угля. Мы говорим о росте уже на протяжении фанерозоя разнообразия органического мира и, вероятно, биогенного фактора в седиментации. То же время масштабы современного поступления биогенного вещества в Мировой океан не менее раза уступают карбонатным породам земной коры, для которых мы можем предполагать органическое происхождение. Следовательно, можно предположить, что такие существенные колебания его роли во времени обусловлены определенными меняющимися историко-геологическими условиями, которые не зависят от уровня развития биосферы в целом. Мы уже говорили о своеобразии рельефа и седиментационно-палеогеографических условий нового этапа. Это позволяет использовать биогенный фактор для выявления отдельных историко-геологических особенностей прошлого.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии