Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Парадокс нашего образования, к которому мы привыкли и которого не замечаем, заключается в том, что достаточно активное изучение в школе физики, химии, биологии и физической географии сочетается с отсутствием в учебных

программах такого немаловажного предмета и большого направления естествознания, как геология . Даже астрономия иногда фигурирует как школьный предмет, а на дела земные времени не остается. И это в стране, где до недавнего времени существовало всесоюзное и ряд республиканских министерств геологии, где с 1966 г. отмечается День геолога (в Украине празднования был восстановлен с 1995 г.), в государстве, которая по праву может называться геологической.

 

Сейчас уже трудно однозначно назвать причину такого положения вещей. Вероятно, здесь сказываются традиции, определенная отсталость нашего мышления и образования. Мы привыкли к определенному набору предметов и не хотим что-нибудь решительно менять. Кстати, и науки естествознания, как ни странно, относительно недавно вошли в учебные программы наших школ. В 1892 г. на VII сессии Международного геологического конгресса в Санкт-Петербурге было принято решение рекомендовать введение в школе геологии. И многие страны осуществили эту рекомендацию. На XI съезде естествоиспытателей и врачей России, который состоялся в 1901 г. в том же Санкт-Петербурге, было принято решение ввести преподавание естественных наук в средней школе. А еще за двенадцать лет до этого министр образования Д. А. Толстой на обеде VI съезда заявлял, что в правящих кругах господствует сильное опасение, что естествознание может иметь «пагубное влияние на головы» и «способствовать росту свободомыслия».

 

В чем-то эти опасения справедливы. Особенно по геологии, ведь она больше остальных наук естествознания порождала молчаливое противодействие религии в Европе и дореволюционной России. Именно она вполне обоснованно отрицала возможность Всемирного потопа и развивала идеи эволюции. История развития природы, по утверждениям этой науки, не заключалось в семь дней творения и несколько тысяч лет для последующего ее развития, которые отводил на это Библия. Да и сегодня мало что изменилось, несмотря на официальное признание научных достижений. Красноречивым подтверждением такого положения вещей является уже современное утверждение сторонников одной из ортодоксальных религиозных течений о том, что в числе трех основных врагов религии двое были геологами. Это Чарльз Лайель и Чарльз Дар-он (кстати, тоже геолог по образованию!), Которые предполагали рождение и развитие природы без помощи Всевышнего. Кстати, третьим был Карл Маркс, в молодости также увлекался геологией и даже написал работу по этой теме. Кроме того, он посягнул на право частной собственности, а этого было достаточно для осуждения.

 

В предвоенные годы в старших классах страны этот предмет существовал. Десятикратно выдавался учебник «Геология и минералогия» М. П. Потемкина и В. Малинка. Видимо, это было связано с тем авторитетом, который завоевала геология, обеспечив независимость государства минерально-сырьевыми ресурсами, что было очень важно в условиях не всегда доброжелательного окружающей обстановки. Многие способствовали этому научно-популярные работы А. Е. Ферсмана, В. А. Обручева и многих других. А в первые послевоенные десятилетия, на которые пришелся расцвет регионально-геологических и поисково-разведочных работ, этот предмет из школьных программ был исключен. Возможно, не хватало учителей, не было подходящих учебников, появились другие важные задачи. Геология выполняла огромные амбициозные задачи. Впрочем, научно-популярной литературы, учебников для вузов, в том числе педагогических, было немало. А внедрять элементарные геологические знания в школе - о веществе земной коры (минералы и горные породы), полезные ископаемые и подземные воды, геологическое строение страны - взялась география, являющейся составной наук о Земле. Частично - химия и биология, которые тоже предоставляют сведения о минералах и развитие органического мира.

 

Одной из причин исключения геологии со школьных наук может быть значительная сложность структуры этого научного направления. Рассказывая о науках, изучающих историю развития земной коры, мы назвали около двух десятков направлений и учений. Еще более сложной является структура геологии в целом. Сравнительно недавно А. А. Малахов (1963) в своей книге «100 профессий геолога» с гордостью сообщал, что фактическая их количество превышает эту цифру. В середине ХХ века. геология принадлежала к наукам, которые активно развивались, что затрудняло своевременную подготовку соответствующих общедоступных учебников. Это был своеобразный научно-производственный бум. Если в дореволюционной России геологией занималось около 100-150 специалистов, то до 1970 г. геологическая служба страны насчитывала около полумиллиона специалистов. Призвать к изучению геологии становилось вроде неуместным: и так все понятно. Министерство геологии и охраны недр было вторым по ассигнованиями после Министерства вооруженных сил. И только в течение двух-трех последних десятилетий интерес к геологии резко снизился. Было открыто множество месторождений (в Украине - около 8 тыс.), и в такой ситуации проблема оказалась не в поисках новых, а в выборе их из имеющихся, которую взялись решать экономисты, горные инженеры и другие специалисты. Резонным является вопрос: нужен в современных условиях курс геологии в школах? В условиях, когда школьные программы перегружены массой других важных и нужных предметов, предоставляющих сведения об экономике, жизнеобеспечения, культуру, валеологии и т.п.. И даже точнее: нужна геология для Украины, отягощенной многими другими проблемами? Сразу же напомним: занимая площадь около 0,5% земной поверхности, она добывает около 5% мировых минеральных ресурсов, а значит, нагрузка на недра в стране на порядок выше мировых. У нас ведется добыча более 90 видов минерального сырья, из которых около 20 видов идет на экспорт. Треть государственного бюджета обеспечивает металлургия и разработка полезных ископаемых. Значительная разнообразие геологического строения и природных условий создает огромные возможности не только для изучения, но и для использования в туристско-краеведческой работе, ознакомлении с геологическими памятниками природы, рекреации.

 

Достаточно школьных знаний для того, чтобы разобраться во всем разнообразии необходимой любому гражданину геологической информации? Пожалуй, нет, учитывая прерывистость получаемых в этой области знаний. О минералы и горные породы нам сообщают в 6 классе, а затем невольно некоторые из них упоминаются в химии. Вряд ли эти сведения усваиваются в таком возрасте. То же касается полезных ископаемых и подземных вод, сведения о которых хотя и повторяются в различных курсах, но явно недостаточны для понимания их сущности и возможностей нашей страны. Биологи, которые теоретически должны принимать участие в разработке вопросов палеонтологии и выявление закономерностей развития органического мира, обычно не имеют элементарных историко-геологических знаний, так как курс геологии в процессе их подготовки в вузе, как правило, отсутствует или слишком сокращен. А современной научно-популярной литературы по геологии катастрофически не хватает.

 

Объем геологических знаний в школе нужно не просто увеличить, но и систематизировать. Должна существовать единый курс, излагающий сведения о веществе земной коры, ее структуры (платформы, складчатые сооружения, океаны, литосферные плиты), полезные ископаемые и подземные воды, а также условия их образования и разработки. А географические сведения о природных процессах должны дополняться изложением положений о тектонические движения (парадоксально, но этот термин в школьных курсах даже не изучается, хотя школьникам демонстрируют и предлагают для освоения тектонические карты материков и Украины!). Одним из их проявлений является печально известны землетрясения, находятся на первом месте по количеству жертв. Они обусловливают магматизм (и не только поверхностный, который называют вулканизмом, но и глубинный, интрузивный) и перемещают литосферные плиты. Еще одним парадоксом можно считать то, что термин «магматизм» отсутствует не только в учебных курсах, но и в наших словарях! И, конечно же, следует упомянуть знания об истории развития природы, которых ни один из предметов естествознания не дает. А о важности этого мы уже несколько раз говорили.

 

Вероятно, самостоятельным должен быть курс исторической и экологической геологии, по крайней мере для студентов биологического и экологического профилей. В нем обязательно должны быть разработаны познавательно-мировоззренческие положения, показывающие, как и сколько времени развивалась жизнь на Земле, когда и какие природные катастрофы происходили в прошлом и чем они были вызваны, а также вопросы использования и охраны недр, подземных вод, которые почти отсутствуют в наших современных учениях об экологии и обычно заменяются абстрактными призывами об охране окружающей среды. Видимо, сначала такие курсы и предметы могли бы преподавать учителя географии, но только при условии создания серии учебников и учебных пособий, а также более полного получения ими самими знаний в этой области. И, разумеется, нужно решение Министерства образования и науки (или понимание на государственном уровне важности этой задачи).



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии