Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

По политико-территориальным устройством сейчас в мире различают унитарные и сложные государства.

 

 

Унитарное государство характеризуется высокой степенью централизации власти и, как правило, не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве единая конституция, единая система органов государственной власти.

 

В настоящее время в мире преобладают унитарные государства. Европейские, латиноамериканские, арабские страны этого типа в основном однонациональные, со сравнительно небольшой долей национальных меньшинств. Унитарные государства Африки и Юго-Восточной Азии имеют очень пестрый национальный состав.

 

Некоторые унитарные государства имеют в своем составе автономные образования (Украина, Испания, Португалия).

 

Унитарные государства в зависимости от уровня самостоятельности местных административно-территориальных органов управления бывают централизованными (Украина, Великобритания, Швеция, Дания и др..) И децентрализованными (Франция, Италия, Испания).

 

Централизованные государства могут предоставлять местным органам управления определенную самостоятельность, однако их действия в целом направлены на выполнение решений центра. В децентрализованных государствах регионы имеют широкую автономию и даже собственные парламенты, правительства, но они ограничены центральным законодательством, особенно в сфере налогообложения и финансов.

 

Сложные государства могут быть федерациями, конфедерациями или униям.

 

Конфедерация - союз государств, которые объединяются для достижения определенных политических или военных целей, сохраняя при этом свою самостоятельность (например, США были конфедерацией с 1776 до 1787 г.).

 

Уния - объединение государств под скипетром одного монарха, иногда случалось в истории (например, Польско-Литовское уния 1386 - 1568).

 

Федерация - это союзное государство, в которую входят самоуправляемые территории, имеющие определенную политическую и экономическую самостоятельность, но некоторые вопросы, например обороны, внешней политики, финансовой деятельности, судопроизводства и т.п., относятся к компетенции федеральных органов власти.

 

Парламент в федеративных государствах обычно имеет двухпалатная структура, в которой нижняя палата является органом, представляющим интересы всего общества, а верхняя представляет интересы субъектов федерации.

 

Субъекты федерации могут представлять собой или этнические автономии (например, в Швейцарии, Бельгии, Индии и др.), или территориальные автономии, где различия по этническим или языковым признакам не имеют существенного значения (например, в ФРГ, Австрии, США, Австралии, латиноамериканских федерациях и т.д.).

 

Практически везде субъекты федерации являются равноправными образованиями и ни один из них не имеет преимущества перед другими по этническим, конфессиональным, языковым или другим признакам.

 

Федерализм - институциональная соглашение о форме суверенного государства, которая отличается от других государств только тем, что ее региональные единицы, согласно конституции, принимают участие в процессе принятия решений центральным правительством.

 

Федерализм основывается на трех критериях:

 

• Двухзвенный территориальная структура государственного управления;

 

• наличие хотя бы одной сферы деятельности, в которой нижняя, региональная звено не зависит от высшего, общенациональной;

 

• гарантии самостоятельности двух уровней управления в пределах их компетенции.

 

Кроме того, главный критерий действительно федеративного государства -

 

конституционное обеспечение участия регионов в процессе принятия решений в общенациональном центре и права регионов на сохранение собственной «особенности».

 

Отсюда вытекают два важных следствия:

 

1) В настоящей федерации центр не имеет права ликвидировать или изменять границы субъектов федерации.

 

2) Нормальное функционирование федеративного государства возможно только на основе партнерства, постоянного поиска компромиссов, привязанности к переговорному процессу, проявления взаимной толерантности и признания законных специфических интересов как центром - у субъектов федерации, так и субъектами - у центра и в друг друга .

 

Федеративный процесс имеет, таким образом, ярко выраженный политико-культурное измерение. Настоящими федерациями могут быть преимущественно демократические государства, поскольку только демократическая форма правления может обеспечить нормальную процедуру переговоров между центром и членами федерации. Однако федеральное мышления встречается и в культурах, основанных на коллективизме и иерархической организации общества. Федерализм - это социально-культурный феномен, когда граждане федераций не мыслят свое государство иначе, чем федеративное, т.е. развитая региональная компонента.

 

Не все государства, их конституции определяют как федеративные, полностью соответствуют критериям федерации. Вместе с тем многие государства, которые не являются де-юре федеративными, имеют типичные признаки федераций.

 

Таким образом, отсутствует четкая граница между федерациями и не-федерациями. Легче сказать, какие государства не являющихся федеративными, чем дать исчерпывающее определение «настоящей» федерации. Разнообразие форм государственного устройства представляет собой континуум - от наиболее до наименее федеративных.

 

В современном взаимосвязанном мире принципы федерализма используются очень широко. Мир, «федерализуеться», заменяет мир самодостаточных, более или менее однородных наций-государств, в которых власть концентрируется в едином центре.

 

Федерализм чаще используется в странах с пестрым национальным составом и компактно размещенными национальными меньшинствами. В таких государствах он служит средством сохранения территориальной целостности (примеры: Индия, Пакистан, Нигерия, Индонезия, Югославия; Канада, Бельгия, бывшая Чехо словакия).

 

Федерализм является средством разрешения противоречий между стремлениями к единству и многообразие или межнационального примирения (примеры: Нигерия, Индия). Однако, как свидетельствует исторический опыт, федерализм не всегда может служить панацеей для решения «национального вопроса» (примеры: СССР, Югославия, Чехословакия, Бельгия).

 

Вместе с тем, в идее федерализма заложено потенциальный конфликт из-за несовместимости представительства регионов с представительством граждан. Федерализм отвергает диктат и гегемонию большинства, однако может привести к установлению тирании меньшинства в отдельных регионах, закрепляя привилегии коренного населения.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии