По политико-территориальным устройством сейчас в мире различают унитарные и сложные государства.
Унитарное государство характеризуется высокой степенью централизации власти и, как правило, не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве единая конституция, единая система органов государственной власти.
В настоящее время в мире преобладают унитарные государства. Европейские, латиноамериканские, арабские страны этого типа в основном однонациональные, со сравнительно небольшой долей национальных меньшинств. Унитарные государства Африки и Юго-Восточной Азии имеют очень пестрый национальный состав.
Некоторые унитарные государства имеют в своем составе автономные образования (Украина, Испания, Португалия).
Унитарные государства в зависимости от уровня самостоятельности местных административно-территориальных органов управления бывают централизованными (Украина, Великобритания, Швеция, Дания и др..) И децентрализованными (Франция, Италия, Испания).
Централизованные государства могут предоставлять местным органам управления определенную самостоятельность, однако их действия в целом направлены на выполнение решений центра. В децентрализованных государствах регионы имеют широкую автономию и даже собственные парламенты, правительства, но они ограничены центральным законодательством, особенно в сфере налогообложения и финансов.
Сложные государства могут быть федерациями, конфедерациями или униям.
Конфедерация - союз государств, которые объединяются для достижения определенных политических или военных целей, сохраняя при этом свою самостоятельность (например, США были конфедерацией с 1776 до 1787 г.).
Уния - объединение государств под скипетром одного монарха, иногда случалось в истории (например, Польско-Литовское уния 1386 - 1568).
Федерация - это союзное государство, в которую входят самоуправляемые территории, имеющие определенную политическую и экономическую самостоятельность, но некоторые вопросы, например обороны, внешней политики, финансовой деятельности, судопроизводства и т.п., относятся к компетенции федеральных органов власти.
Парламент в федеративных государствах обычно имеет двухпалатная структура, в которой нижняя палата является органом, представляющим интересы всего общества, а верхняя представляет интересы субъектов федерации.
Субъекты федерации могут представлять собой или этнические автономии (например, в Швейцарии, Бельгии, Индии и др.), или территориальные автономии, где различия по этническим или языковым признакам не имеют существенного значения (например, в ФРГ, Австрии, США, Австралии, латиноамериканских федерациях и т.д.).
Практически везде субъекты федерации являются равноправными образованиями и ни один из них не имеет преимущества перед другими по этническим, конфессиональным, языковым или другим признакам.
Федерализм - институциональная соглашение о форме суверенного государства, которая отличается от других государств только тем, что ее региональные единицы, согласно конституции, принимают участие в процессе принятия решений центральным правительством.
Федерализм основывается на трех критериях:
• Двухзвенный территориальная структура государственного управления;
• наличие хотя бы одной сферы деятельности, в которой нижняя, региональная звено не зависит от высшего, общенациональной;
• гарантии самостоятельности двух уровней управления в пределах их компетенции.
Кроме того, главный критерий действительно федеративного государства -
конституционное обеспечение участия регионов в процессе принятия решений в общенациональном центре и права регионов на сохранение собственной «особенности».
Отсюда вытекают два важных следствия:
1) В настоящей федерации центр не имеет права ликвидировать или изменять границы субъектов федерации.
2) Нормальное функционирование федеративного государства возможно только на основе партнерства, постоянного поиска компромиссов, привязанности к переговорному процессу, проявления взаимной толерантности и признания законных специфических интересов как центром - у субъектов федерации, так и субъектами - у центра и в друг друга .
Федеративный процесс имеет, таким образом, ярко выраженный политико-культурное измерение. Настоящими федерациями могут быть преимущественно демократические государства, поскольку только демократическая форма правления может обеспечить нормальную процедуру переговоров между центром и членами федерации. Однако федеральное мышления встречается и в культурах, основанных на коллективизме и иерархической организации общества. Федерализм - это социально-культурный феномен, когда граждане федераций не мыслят свое государство иначе, чем федеративное, т.е. развитая региональная компонента.
Не все государства, их конституции определяют как федеративные, полностью соответствуют критериям федерации. Вместе с тем многие государства, которые не являются де-юре федеративными, имеют типичные признаки федераций.
Таким образом, отсутствует четкая граница между федерациями и не-федерациями. Легче сказать, какие государства не являющихся федеративными, чем дать исчерпывающее определение «настоящей» федерации. Разнообразие форм государственного устройства представляет собой континуум - от наиболее до наименее федеративных.
В современном взаимосвязанном мире принципы федерализма используются очень широко. Мир, «федерализуеться», заменяет мир самодостаточных, более или менее однородных наций-государств, в которых власть концентрируется в едином центре.
Федерализм чаще используется в странах с пестрым национальным составом и компактно размещенными национальными меньшинствами. В таких государствах он служит средством сохранения территориальной целостности (примеры: Индия, Пакистан, Нигерия, Индонезия, Югославия; Канада, Бельгия, бывшая Чехо словакия).
Федерализм является средством разрешения противоречий между стремлениями к единству и многообразие или межнационального примирения (примеры: Нигерия, Индия). Однако, как свидетельствует исторический опыт, федерализм не всегда может служить панацеей для решения «национального вопроса» (примеры: СССР, Югославия, Чехословакия, Бельгия).
Вместе с тем, в идее федерализма заложено потенциальный конфликт из-за несовместимости представительства регионов с представительством граждан. Федерализм отвергает диктат и гегемонию большинства, однако может привести к установлению тирании меньшинства в отдельных регионах, закрепляя привилегии коренного населения.