Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Социальный состав казачества

 

 

1. Мещане — жители замков-крепостей и городков, которые граничили с Диким Полем. Часть из них весной отправлялась в южные степи на промыслы, где сдавалась до охоты, рыболовства, бортничества. их называли відхідниками. Осенью они возвращались домой, выплачивая десятую часть собственной добычи старостам.

 

Некоторые из відхідників со временем не возвращались на зиму домой. Они начали объединяться в общины, отряды и строить в разных частях Дикого Поля укрепления (сечи).

 

2. Выходцы из боярства, которые не имели жалованых грамот на свои владения. Из них формировалась зажиточная часть казачества и казацкая администрация — старшина.

 

3. Крестьянство. С приходом на украинские земли литовских и польских феодалов значительно усилилась эксплуатация крестьян, а с созданием поместий — их массовое закрепощение. Одной из форм борьбы были массовые побеги крестьян в степи, где они пополняли ряды казаков.

 

Хозяйственная деятельность казаков

 

Сначала казаки вели хозяйственную деятельность, что имела сезонный характер и не нуждалась хозяйственных построек, оседлости.

 

Это были различные промыслы:

 

• охота;

 

• бортничество;

 

• рыболовство.

 

Впоследствии в местах, наиболее безопасных от нападений татар, в местах промыслов появились зимовники (казацкие хутора), которые состояли из двух-трех домов, хозяйственных построек.

 

Порой такой хутор имел мельницу или кузницу.

 

Хозяином зимовника мог быть каждый, кто того хотел.

 

В зимовниках использовалась только личная или наемный труд.

 

Кроме промыслов, занятиями казаков были:

 

полеводство,

 

скотоводство,

 

садоводство,

 

ремесло.

 

Популярные отрасли ремесла:

 

судостроение (строительство "чаек"),

 

производство пороха и боеприпасов (пуль, ядер и т. п),

 

кузнечное дело и тому подобное.

 

Не брезговали казаки и торговлей — продавали продукты своей деятельности и добычу, покупали хлеб, одежду, оружие.

 

Положение казаков

 

Социальный состав казаков был не однородным.

 

1. Существовало зажиточное казачество, владельцы крупных хозяйств.

 

2. Многочисленная казацкая голытьба.

 

Крепостного права не было, практиковалась наемный и личный труд.

 

Принятие на Запорожскую Сечь

 

Условиями принятия на Сечь были:

 

• знание украинского языка;

 

• православная вера;

 

• умение владеть оружием.

 

Сечевой казак должен был:

 

• придерживаться традиций общества и клятвы на верность ему;

 

• быть неженатым.

 

Семейные казаки на Сечь не допускались.

 

Жили они за территорией Сечи, на хуторах; их занятиями были земледелие, скотоводство, промыслы, торговля.

 

Верность закону, обществу запорожцы ценили превыше всего.

 

За нарушение обычаев Запорожской Сечи казаков судили и жестоко наказывали, в частности:

 

• за кражи наказывали на смерть;

 

• если кто-то убивал товарища, то его заживо вместе с убитым закапывали в землю;

 

•за употребление алкоголя во время похода могли приговорить к убийству;

 

• жестоко наказывали казаков, если он приводил на Сечь женщину.

 

Не было места в сечевом обществе измене, трусости, подлости, мошенничеству.

 

Самым тяжелым наказанием для запорожца было изгнание его с позором из Сечи.

 

Казаки были бесстрашными воинами, которые с презрением относились к смерти, не знали страха в битвах с врагом, героически защищали родную землю.

 

Национальность казаков

 

На Сечи взрастает солидарность и дружба сыновей разных народов - сечевое братство.

 

Кроме украинцев, которые составляли подавляющее большинство, было немало росиш и белорусов, евреев, литовцев и поляков, выходцев из южнославянских земель.

 

Попадали на Сечь итальянцы и французы, даже татары и арабы.

 

Жизнь казаков

 

На Сечи казаки заботились о физическую подготовку и военное мастерство.

 

Каждое утро купались, независимо от поры года.

 

Утром казаки ходатайствовали хозяйством, боевой выучкой.

 

Одежда казаков

 

До середины XVII века. казацкую одежду был разнообразным.

 

Рядовые казаки одевались просто: рубашки, брюки, плохонькие свитки и шапки.

 

Носили также плащи (кобеняки).

 

Впоследствии появился типичный казацкий одежда: кафтан (кафтан) длинный, перепоясаний мягким поясом, к которому с левой стороны прикреплена сабля, шапка, обшитая мехом, дно немного свисало.

 

Знатный казак поверх кафтана носил широкую кирею, подбитую мехом, порой с богатым воротником. Парадная одежда у казаков был богатым и роскошным.

 

Внешний вид казаков

 

Запорожцы брили голову и оставляли только одну чуб над лбом — сельдь, что его казак закладывал за ухо.

 

Усов не подстригали, но намазывали чем-нибудь и подкручивали вверх до глаз. Если у кого-то вырастали очень длинные усы, то закручивали их и закладывали аж за уши. Это была особая гордость казаков.

 

Еда

 

В каждом курене стояли столы, а вокруг них скамьи, на которых сидели казаки.

 

Повара насыпали еду в большие деревянные миски и ставили на каждом столе, а рядом с едой всякие напитки в больших ведрах, на которых вешали деревянные черпаки. Атаман садился на первом месте, казаки вокруг стола и начинали есть.

 

Казацкие блюда:

 

тетеря, рубцы, галушки, рыба, свиная голова до хрена, лапша, гречневая и пшенная каши, ржаной хлеб, пшеничные лепешки, молоко.

 

Тетерей называли тесто из ржаной муки, разведенную молоком или водой с медом.

 

От татар казаки переняли употребление чеснока и лука.

 

После обеда казаки кланялись атаману, друг другу и благодарили кухарові.

 

Атаман выходил из-за стола и бросал деньги в ящик. Так же поступали все казаки: эти деньги доставал повар и за них покупал на базаре продукты на второй день.

 

Повара варили пищу в отдельных шалашах в медных или железных котлах.

 

Запорожцы славились весельем, шутками, насмешками.

 

Особенно любили придумывать фамилии товарищам.

 

Школы

 

На Сечи при церквях создавались школы.

 

1. Известно о 6 школ, которые существовали на Сечи.

 

2. Две школы специализировались на физическом и военном обучении.

 

3. Была школа, которая готовила писцов, военных канцеляристов, руководителей паланок и куреней.

 

4. Была на Сечи одна музыкальная школа (школа вокальной музыки и церковного пения). Руководил ею "читака и писака" (так записано в документах того времени) Михаил Кафизма.

 

В школах обучали чтецов и певцов для церквей, готовили трубачей, трубачей, довбишів.

 

При школе была создана группа исполнителей-лицедеев, которые ставили вертепную народную кукольную драму. Они же организовывали различные торжества и карнавалы во время праздников и в честь возвращения запорожцев из военных походов.

 

Кобзари на Сечи

 

На Сечи жили и кобзари. Из исторических источников известно, что кобзарь ходил в походы, сочинял песни и думы.

 

Много кобзарей побывало в Крыму и Турции. Музыкантов никто не трогал, границы были для них открыты. Поэтому народных певцов с Украины можно было встретить в Кафе и Стамбуле. Именно они подавали известия о невольников на родину, создавали думы о пленных, их ужасающие мучения на чужбине. До нас дошли "Плач невольников", думы "Бегство невольников" и "Смерть казаков в Азове".

 

Кобзари официально входили в состав Войска Запорожского и вместе с довбишами, трубачами и другими исполнителями фалы казацкую полковую музыку. Такие воины носили бандуру рядом с копьем и саблей. Много песен и дум создали они во время походов.

 

Бандуристами становились также казаки, потерявшие зрение в боях или в плену, но были музыкально и поэтически одаренными.

 

Кобзари пользовались большим почетом в армии и среди народа.

 

Церковь в жизни казаков

 

Центром духовной жизни казаков стала сечевая церковь. Запорожские казаки были глубоко религиозными людьми.

 

В пределах Вольностей Войска Запорожского существовало около 60 церквей.

 

Казаки постоянно посещали богослужения, читали Библию, а вернувшись из похода с трофеями, значительную часть их отдавали на церковь.

 

В каждом курене были иконы - богатые, красиво украшены, перед ними висели роскошные подсвечники и лампады. Во время чтения Евангелия в церкви казаки держали сабли наготове, в знак того, что готовы в любой момент защищать православную веру.

 

Каждый казак, умирая, отписывал в церковь икону, слиток золота и серебра, деньги и тому подобное.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии