Необходимость этой реформы была вызвана увеличением спроса на специалистов в связи с началом капиталистического развития (потребность в инженерах, механиках, врачам и т. д.). По этой реформе:
· Началось бурное создание начальных, средних школ, училищ, гимназий (в 1856 г. 8 тыс. по всей России, в 1896 г. - 78,7 тыс.);
· Проведена реформа начального и среднего образования: вводился буржуазный принцип равенства всех сословий и национальностей, было разрешено открывать частные школы. Обучение разделялось на классическое (гимназии, готовившие в университеты) и реальное (училища, готовившие в высшие технические учебные заведения);
· Предоставлена автономия университетам, которые получили право самостоятельно решать все свои научные, учебные, административные, финансовые и другие вопросы.
В целом реформы 60-х - 70-х гг в Украине способствовали значительному оживлению общественно-политической жизни, направляя страну путем модернизационных преобразований в экономике и демократизации общества. Так, земства и городские думы в Украине стали школой для нескольких поколений украинских деятелей. Однако значительная часть населения (крестьяне, так и передовая интеллигенция) не были удовлетворены ограниченными реформами и требовали дальнейших изменений. Поэтому окончательно стабилизировать ситуацию в стране правительству не удалось.