Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Историческая наука как система знаний о природе общества и его развитие имеет свою специфику, которая заключается в том, что главное внимание направляется на изучение прошлого.

 

Понятие "предмет науки" отражает сущность знания, которое она дает, формулирует цель научного поиска. Поэтому предмет истории Украины составляют процессы и закономерности формирования и развития человеческого общества на территории современной Украины, определение проявлений общеисторических черт и особенностей его экономического, социально-политической, культурной жизни, места и роли Украины и ее народа в общечеловеческом историческом процессе.

24 августа 1991 на политической карте мира появилось новое государство - Украина. В пределах ее границ находятся почти все этнические украинские земли.

Украина - европейское государство, вторая в Европе по площади (603,7 тыс. кв.км.) и пятая по численности населения (около 50 млн. чел.), Имеет 6,5 тыс. км. границ, из которых более одной тысячи морских.

 

Украина имеет важное геополитическое положение как восточно-европейская страна. Она - узел транспортных коммуникаций из Азии через Россию в Западную Европу. Обладает огромным экономическим потенциалом, который, хотя и ослабленный многолетней кризисом, составляет мощную базу для дальнейшего прогрессивного развития. 70% ее территории пригодны для использования в сельском хозяйстве. Ей принадлежит треть площадей мировых черноземов. Такого богатства не имеет ни одна страна. Надра Украины богаты на разнообразные полезные ископаемые - от угля и нефти до урана и золота. Недостаточно эффективное их использование сегодня в экономике связано с отсутствием новых технологий добычи и переработки.

Еще двести лет назад увидела свет "История Малой России" Д.М.Бантиш-Каменского. Но основательное изучение истории Украины началось с середины XIX в., Когда со своими исследованиями выступил М.И.Костомаров. Его научные и литературно-художественные работы охватывали широкий спектр отечественной истории в том числе героической эпохи борьбы украинских казаков XVI-XVIII ст., Когда наш народ изнемогал под властью Речи Посполитой. Однако история Украины рассматривалась в контексте истории России и Польши.

В конце XIX - начале ХХ в., Продолжая начатое своим учителем В.Антоновичем, с научными трудами выступил выдающийся историк и украинский общественный деятель С. Грушевский. В фундаментальном многотомном исследовании «История Украины - Руси" М.С.Грушевский убедительно доказал, что украинство имеет самостоятельную более чем тысячелетнюю историю, наш народ развивался не на обочине мировой истории и большое будущее.

Со второй половины XIX в. на историческую науку большое влияние оказала новая философия - марксизм, которая декларировала развитие человечества как непрерывный постепенный прогрессивно-формационный процесс. Утверждалось, что каждый народ в своем развитии проходит последовательно путь от первобытнообщинной к коммунистической формации. В основе такого подхода был положен развитие способа производства материальных благ.

Когда в России в 1917 г. взрываются одна за другой две революции и к власти приходит партия большевиков, а в Украине терпит поражение национально - освободительное движение, марксистский подход к изучению истории утверждается как единый и нерушимый. Всякий исследователь, отходил от этих принципов, преследовался, а то и репресувався, нередко даже физически уничтожался. Те историки прошлого, отстаивали за украинский самобытность, отдельность от русского народа, объявлялись "украинскими буржуазными националистами", а их труды изымались из научного оборота как вредные. Ярлыком "буржуазного националиста" был заклеймен и М.С.Грушевский, а вся его научная школа разгромлена.

И хотя советскими исследователями было написано тысячи монографий и статей по различным аспектам прошлого украинского народа, история Украины рассматривалась в контексте истории России, а все общественные движения как, которые дополняли или стремились к объединению с общероссийским освободительным движением.

Это полностью относилось также и проблем культурного процесса.

Несмотря на крайне неблагоприятные условия, в которых работали обществоведы, советские историки разработали несколько важных методологических принципов (правил), не теряют своего значения и сегодня. В первую очередь это относится к понятию методологии изучения истории.

Методология - учение о научные методы познания и их совокупность, используемых в любой науке. Конечно, историческая наука имеет свои, только ей присущие методологические принципы и методы (приемы).

 

К ним следует отнести принцип историзма. Историзм - один из основополагающих принципов мировоззрения, он - методологическая основа изучения исторического прошлого. Этот принцип требует всякое явление современное и в прошлом рассматривать, во-первых, в его возникновении, развитии и изменениях, во-вторых, во взаимосвязях с другими явлениями и условиями данной эпохи, в-третьих, с учетом предыдущего опыта и истории. Принцип историзма требует раскрытия глубинных тенденций общественного развития.

Исключительное значение имеет принцип объективности. Он требует всестороннего освещения исторических фактов, правдивого раскрытия успехов и неудач, побед и поражений, благоприятных обстоятельств и реальных трудностей. А также такого освещения событий и явлений истории, когда обязательным является учет тенденций и перспектив их дальнейшего развития.

Важным условием глубины исследования исторических процессов является опора на фактический материал. При этом недопустимы как абстрактно-социологические конструкции без конкретного изучения фактов истории, так и иллюстративный метод, когда для подтверждения своего заключения исследователь отбирает выгодные ему примеры. Только тогда научные выводы имеют твердую силу убедительности, когда они опираются не на отдельные факты, а на совокупность тех из них, которые касаются данной проблемы. Истинное познание предмета достигается на основе изучения всех его аспектов, всех связей и "опосердкованостей".

 

Важное значение имеет сравнительно-исторический метод. Сопоставление однопорядковых явлений на материале различных регионов в пределах одной эпохи часто дает ключ к пониманию наиболее существенных моментов исторического процесса. Любое историческое явление существует не само собой, а как составной элемент исторического процесса, вне которого оно не может возникнуть. Разумеется, историк иногда имеет дело и с отдельной одночасовое событием или фактом, лишенных длительного периода. Но и в этом случае его объяснения возможны только при учете всех обстоятельств, чему способствует сравнительно-исторический метод, который позволяет выяснить причину исторического явления, его место в ряду других связанных с ним фактов и явлений.

Широкое применение в исторической науке находит также статистический метод. При его помощи во многих случаях открывается возможность выявлять закономерности определенных процессов, связанных в первую очередь с наличием массовых указателей. Названный метод помогает выявлять динамику социального и экономического развития и в значительной степени судить о его конечную детерминированность. Но решающим условием его использования в любом историческом исследовании является недопустимость любой тенденциозности когда в выборе статистических указателей, так и в их внутренней группировке. Всегда возникает необходимость в критической проверке того статистического материала, с которым имеет дело исследователь.

Важную роль в историческом исследовании играют так называемые вспомогательные дисциплины (генеалогия, геральдика, историческая метрология, нумизматика, палеография и т.д.). Развитие этих дисциплин обеспечивает высокий уровень анализа исторических первоисточников.

Большое количество методов, используемых в историческом исследовании, в значительной степени зависит от того, что они нередко являются результатом развития нескольких научных дисциплин и заимствуются из их практики, выступая в самых сочетаниях.

 

В начале ХХ века на Западе родилась и получила бурного развития историософия, которая отрицала прямолинейно-стадиальный развитие человечества, отстаивая многовариантность исторического процесса. То есть начала утверждаться мысль, что река мировой истории не является мощным, единственным руслом, а состоит из различных отдельных рукавов. Человечество постоянно рождало и продуцирует различные формы исторического существования, которые одни исследователи называют культурами, другие - цивилизациями. Существующие синхронно и параллельно, цивилизации развиваются своим путем и взаимодействуют друг с другом.

Носителями таких идей на Западе были Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби. Поскольку этот подход отрицал фундаментальные составляющие марксистской исторической концепции, труда О.Шпенглера и А.Тойнби долгое время оставались неизвестными советскому читателю.

Последнее время короткая версия десятитомного "Исследование истории" Тойнби опубликована в российском (1991 г.) и украинский (1995 г.) переводах. Своеобразный историософский подход этого автора к историческому развитию человечества дает возможность по-новому рассмотреть историю и настоящее Восточной Европы и Украины в частности.

 

В рамках последних пяти тысячелетий мировой истории назван исследователь различал около двадцати высших обществ, которые получили название цивилизаций.

Семь цивилизаций Тойнби не имели предков - египетская, Андская, минойская, шумерская, индийская, древнекитайская, майя. Пять последних породили дочерние цивилизации: Индская - индуистскую, древнекитайская - дальневосточную китайский и дальневосточную корейско-японский. Минойская цивилизация породила сирийскую и эллинскую. От сирийской происходят исламские - иранская и арабский. Эллинская цивилизация была матерью западнохристианской и восточнохристианской, или православной. Последняя состоит из двух родственных цивилизаций - православно-византийской и православно-русской.

По А.Тойнби, дочерние цивилизации зарождались в теле умирающей материнской вследствие внутренних или внешних социальных противоречий.

Весь жизненный цикл цивилизации Тойнби подробно проследил на примере античной и производной от нее западнохристианской цивилизаций, экстраполируя выводы на другие высшие общества мировой истории.

Античная цивилизация в V в. до н.э. пережила сутки безвременья (Пелопоннесской войны), по которой возникла мировая держава этого сообщества (Римская империя), и это было начало умирания. В среде римского пролетариата (широких слоев общества) укоренилась, а затем распространилась на всю страну и ее варварскую периферию мировая религия античной цивилизации - христианство.

С распадом Римской империи умирающая античная цивилизация породила две дочерние - западнохристианскую и восточнохристианской (или православную), которые унаследовали материнскую мировую религию.

Православно-русская цивилизация получила из Византии Библию, переведенную староболгарском (церковнославянском) языке, тогда как весь интеллектуальное наследство античной цивилизации оказался славянской Руси недоступен, так остался в греческих и латинских оригиналов непереведенные. Это обусловило лучшие стартовые возможности западнохристианской цивилизации сравнению с православно-русской. Не случайно европейское образование, наука, культура (ренессанс, барокко) распространились в Украине в результате ее латинизации в XIV-XVII вв. Когда первые университеты в Западной Европе возникли в XII в., То в Украине только в XVI - начале XVII в. При создании Острожской и особенно Киево-Могилянской академий образцами были университеты Запада.

 

Впоследствии в XVIII веке. вестернизация через Украину и петербургское "окно в Европу" докатилась и до России.

Из шести цивилизаций, по Тойнби сохранились до нашего времени (западнохристианскую, православно-русская, китайская, японо-корейский, индийская, исламская), только западноевропейская не вошла в фазу упадка, поскольку до сих пор не построила мировой державы. Ее возникновения предшествует надлом и раскол общества, что ведет к вооруженным конфликтам - так называемой эпохи бедствий. По мнению Тойнби, надлом западнохристианского общества произошел еще в средние века. Временем бедствий он считает религиозные войны XVI-XVII ст. и национальные конфликты в Европе XIX-ХХ вв. Известны три отчаянные попытки создать мировую державу западноевропейской цивилизации, потерпели поражение: попытки Наполеона в начале XIX в. и немцев в I и II мировых войнах. Поскольку такое государство еще не построена, то западноевропейская цивилизация находится где-то на середине своего исторического пути и еще имеет определенные перспективы.

 

Органическое существование православно-русской цивилизации завершилось надломом Киевской Руси в XII в. Временем бедствий для нее являлась феодальная раздробленность в XII в. и агрессия татаро-монгольских орд, Литвы, Польши, Венгрии в XIII-XVI вв. Мировая держава православно-русской цивилизации возникла вследствие укрепления Московского княжества, завоевание Новгородской Руси в XVI и Украине в XVIII в.

Восточнохристианской цивилизации развивалась в условиях растущего давления со стороны более прогрессивной (благодаря динамической рыночной экономике) западнохристианской.

Вот уже 1000 вооруженные столкновения христианских Запада и Востока идут преимущественно на землях украинских, белорусов и прибалтийских народов, чем объясняется драматизм исторической судьбы этих народов и их длительная безгосударственность.

Начиная с реформ Петра I, недостроенная православно-русская мировая держава протяжении последних 300 лет трансформировалась по канонам западноевропейского государства в периферийно-европейскую империю русского этноса.

Претензии Российской империи на статус государства всей православной цивилизации не были бескорыстными. Они оправдывали российскую экспансию на земли соседей. В XIX в. эти псевдонаднациональни лозунги российского империализма приобрели форму славянофильства, истинная сущность которого заключалась в идеологическом обеспечении расширение границ государства Российского этноса.

 

Новой жизни лозунги наднациональности Российской империи получили в ХХ в. СССР (фактически большевистская Россия) провозгласил себя всемирной государством трудящихся.

Начатый Петром И процесс вестернизации России (т.е. поглощения западнохристианской цивилизации последнего очага восточнохристианской) так и не перечеркнул претензии Российской империи на особый исторический путь, мировое господство, богоизбранность.

Октябрьский переворот 1917 г. следует рассматривать как мощную реакцию традиционной, православного сознания на экспансию западнохристианской цивилизации. Ростки западного способа производства (рыночная экономика) были жестоко уничтожены вместе с ее носителем - буржуазией.

Православное христианство заменили западноевропейской по происхождению марксистской философией. Марксизм в России приобрел черты своеобразной религии, где в роли Моисея выступал Маркс, Мессии - Ленин, святого письма - их произведения, а роль воинствующей церкви выполняла партия.

 

В конце концов большевики стали жертвами ими же декларируемого закона: "Бытие определяет сознание". Западноевропейские технологии и производство стали непреодолимым фактором распространения западного сознания в советском обществе. Все это привело к распаду вестернизированных реликта восточноевропейской цивилизации, каким и был СССР.

Как видим, принцип цивилизационного подхода к изучению истории Украины дает возможность всесторонне раскрыть с позиций развития украинства его стремление к созданию своей национальной государственности. Национальное государство - это единственный гарант свободного всестороннего прогрессивного развития любого народа, гарант его спасения, подтверждается всем ходом мировой истории.

Известная писательница и ученый Раиса Иванченко указывает, что "История - кровь и мозг политики, основа государственнического сознания народа, на которой вырастает и держится государство. Поэтому, когда говорим о будущем, мы обращаемся к истории. Когда мы говорим об истории, непременно спрашиваем в прошлом: сколы же начинается государственность нашего народа? 



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии