Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Взрыв на 4-м энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, который перерос в трагедию миллионов людей, стал для украинского общества шоком. Восприятие им этой социально-экономической и физико-технической проблемы во

многом формировалось под влиянием представителей интеллигенции, в условиях советского общества оказалась подчиненной политической системе и ее основной задаче - умалению последствий аварии и успокоения общественного мнения как внутри страны, так и за ее пределами .

 

Анализ «вклада» специалистов-атомщиков и ангажированных журналистов дает основания утверждать, что именно публикации на страницах изданий КПСС и Компартии Украины умело отводили внимание от действительно важных вопросов послеаварийного бытия. Так журналы «Агитатор» (Москва) [1] и «Трибуна лектора» (Киев) [2], помещая заказные материалы, распространяли откровенную дезинформацию.

 

Более взвешенный подход к информации об аварии и информирование населения о ней продемонстрировал известный ученый - биолог, тогдашний директор ботанического сада Академии наук УССР в Киеве академик АН УССР А.Гродзинский, который на страницах журнала «Знание и труд» отмечал необходимость широкого разъяснения людям сложившейся ситуации после аварии: «Необходимо постоянно информировать население о уровне радиоактивного фона и правила поведения: к сожалению, многие люди слишком безопасны, не знают особенностей распределения радиоактивных изотопов и их действия, другие - наоборот, готовы прибегнуть к панике. И в том, и в другом случае поможет правильная, повседневная информация, умело поставленная пропаганда. Систематически вести ее среди населения - почетный гражданский долг всех ученых и специалистов »[3].

 

О колоссальные возможности профессиональной интеллигенции в деле объективного освещения событий или распространение дезинформации (сознательное или бессознательное, из-за отсутствия необходимой информации) свидетельствуют нейтрально-успокаивающие выступления на страницах журнала «Новое время»: директора Института США и Канады АН СССР академика Г.Арбатов, заместителя Председателя Совета Министров СССР Б.Щербины, вице-президента АН СССР академика Е. Велихов, председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды члена-корреспондента АН СССР Ю.Израеля и его заместителя Ю.Седунова, первого заместителя министра охраны здоровья я СССР Е.Воробйова. Идеологическое противостояние двух политических систем и методы, которые использовались для успокоения мировой общественности и населения внутри страны, хорошо видно на примере этого журнала, который распространялся за пределами СССР. На его страницах с успокаивающими материалами выступили и такие, заинтересованные в спасении от дискредитации атомной энергетики, зарубежные специалисты, как генеральный директор МАГАТЭ Х. Бликса, директор отдела ядерной безопасности этой организации Н.Розена и Р.Ялоу, лауреата Нобелевской премии в области медицины с США [4].

 

Примером попыток популяризации дозировано объективной информации о ситуации вокруг ЧАЭС и состояние пострадавших при ликвидации аварии можно считать публикацию, подготовленную американским врачом Р.Гейлом и главным врачом известной всему миру московской больницы № 6, куда свозили пораженных радиацией первых ликвидаторов, А.К. Гусковой (Новое время, 1986, № 23). Этот же журнал является убедительным источником изучения отношения специалистов-ядерщиков к будущему своей области. Так, несмотря на масштабную ядерную аварию, которая переросла по своим масштабам в катастрофу, они сразу после нее взялись отстаивать ядерную энергетику и ее право на существование и дальнейшее развитие. С этих позиций выступали в этом журнале, в частности, председатель Государственного комитета по использованию атомной энергии СССР академик А.М.Петросьянц и член-корреспондент АН СССР, заместитель директора Института атомной энергии им. И.В.Курчатова Л.Феоктистов [5].

 

Важной информацией, которую пытались донести до широкой общественности страны журналисты, специалисты и непосредственные участники событий стал героизм ликвидаторов и солидарность населения страны с их усилиями. К концу 1986 многие писали об этом [6].

 

В дальнейшем, в конце 80-х гг были опубликованы размышления и воспоминания непосредственных участников, в частности, широко известного после чернобыльских событий генерала М.Д.Тараканова [7]. А к 10-й годовщины в Москве было опубликовано еще ряд литературно-публицистических книг участников работ или коллективных сборников их воспоминаний. Среди авторов этих публикаций - профессиональная интеллигенция: военные, ученые, работники Министерства атомной энергии и журналисты. Все они находились непосредственно в эпицентре событий или были призваны, в силу своей должности, решать поставленные этой катастрофой проблемы, и поэтому их видение события становились все ближе к истине [8].

 

В Украине объемные литературно-публицистические произведения и сборники воспоминаний, отражали видение проблемы их авторами, стали выходить с 1988 г. В 1989 г. было опубликовано документальную повесть о герое-пожарного лейтенанта В.Правика известной журналистки Лидии Вериных, что практически с первых дней аварии 1986 г. была рядом с ликвидаторами, и журнальная публикация - воспоминания и размышления о событиях на атомной электростанции А. Коваленко и Троицкое [9]

 

Среди журнальных научно-популярных и публицистических публикаций 1987 [10] особенно интересными были статьи академика Д.М.Гродзинский, в которых практически впервые объективно очерчены известные в то время и прогнозируемые реальные последствия катастрофы и ее возможные воздействия на живое. Большое количество журнальной публицистики стала достоянием общества в 1988 и последующие годы. Среди них - публикации в журналах «Сельские горизонты», «Наука и общество», «Природа» и «Знание - сила», литературных и общественно-политических журналах, авторами которых были представители различных групп интеллигенции [11], в частности ученых АН Украины, которые, проводив значительные научно-исследовательские и практические работы на ЧАЭС и в зоне ее влияния, накопили значительные знания и пытались донести их до широкой общественности.

 

Помимо публикаций статей, представители научной и творческой интеллигенции участвовали в круглых столах в редакциях, где обсуждались Чернобыльская катастрофа и ее последствия. Однако такие меры могли себе позволить только центральные, московские журналы [12], а получение нового знания способствовало сокращению чисто пропагандистских или популяризаторских публикаций. Среди ярких публицистических материалов первой половины 90-х гг следует отметить публикации в украинском экологическом журнале «Ойкумена» за 1991 г. материалов известных ученых, общественно-политических и литературных деятелей - Ю.Щербака и Ж.Медведева, а в научно-популярном журнале «Наука и общество» - академика Е.В.Соботовича. Литературный и общественно-политический журнал «Киев» в 1995 г. опубликовал материал уже известного автора - Ж.Медведева [13]. Присоединились к осмыслению проблемы и генеральный прокурор Украины, специалист-атомщик, министр энергетики УССР В.Ф.Соляров и бывший работник ЧАЭС - известный политик и поэт - В.Шовкошитный [14].

 

В дальнейшем в Украине также публиковались воспоминания, раскрывали роль и место в ликвидации последствий аварии представителей различных профессиональных групп, в том числе работников МВД, пожарных, журналистов, работников коммунального хозяйства и др.., В том числе и по отдельным регионам [15]. Ученые, специалисты-медики и атомщики и журналисты проводили также анализ реалий постчернобыльской эры [16].

 

Определяющим стало видение технической интеллигенции такой составляющей огромного чернобыльской проблемы, как строительство и функционирование объекта «Укрытие» в деле осознания угроз несет Украине разрушен 4-й энергоблок, и разработки государственной политики к нему. Несмотря на значительный объем чисто технических моментов, обобщающие книги о нем, подготовленные очевидцами и активными участниками событий, вокруг него способствуют формированию широкого представления об одной из составляющих огромные усилия по ликвидации аварии и ее последствий [17].

 

К сожалению, эта тема стала в определенной мере, предметом спекуляций и заработка. Подтверждением этого является подготовлен на публицистически популяризаторская уровне цикл книг, изданных в течение 1996-2003 гг известным журналистом О.П.Гусевим [18] Хотя эти публикации имеют значительное фактографическое наполнения, однако вовлечены в них материалы дают основания удивляться отношению автора к понятию интеллектуальной собственности.

 

Наряду с популяризацией официального видение причин аварии, путей ее ликвидации, ее последствий и будущего атомной энергетики в целом в свете аварии на 4-м энергоблоке ЧАЭС, отдельные представители научной, профессиональной и творческой интеллигенции высказывали альтернативные соображения критического характера о замалчивании, имевших место на начальном этапе аварии, искажение информации в последующие годы, ее политическую ангажированность. Было также опубликовано альтернативные официальной точки зрения на развитие атомной энергетики [19].

 

Особо следует отметить вклад в дело объективного анализа ситуации, замешанного на горьком личном опыте, двух выдающихся украинских журналисток: Любови Ковалевской и Али Ярошинской, на судьбе которых повлиял Чернобыль. Их гражданское мужество была высоко оценена. Л.Ковалевска за свои публицистические работы награждена международной женской премии «За мужество в журналистике», а Ярошинска А. - альтернативной Нобелевской премией "За жизнь, достойную человека» [20]. Проникнутые горечью и ряд других публицистических изданий, появившихся в Украине, в частности в 10-й годовщины аварии [21].

 

Появились в культурной среде Украины и литературные произведения, призванные к жизни Чернобыльской трагедией, тем всплеском эмоций и чувств, которые бушевали в обществе. Они ярко отражают порожденную ею общественное сознание. На этом страшном событии откликнулись писатели и поэты, произведения которых печатались в центральных изданиях и в областях Украины [22]. Примером высокого уровня эмоционального восприятия трагедии является книга известной писательницы С.О.Алексиевич, которая выходила на многих языках, в т.ч. Украинская [23]. Этот всплеск литературного творчества стал предметом исследования филологов и литературоведов, анализировался на конференции «Чернобыль - литературный апокалипсис и действительность: Литература после Чернобыля», состоявшейся 24-26 апреля 1996 в Киеве в Союзе писателей Украины при содействии Гете [24] .

 

Публикации общественно-политического и научно-популярного характера по отдельным вопросам чернобыльской катастрофы демонстрируют неоднозначность оценок в обществе и среде специалистов катастрофы и ее последствий. Такими антагонистами по оценке и видение хода развития событий на ЧАЭС, роли отдельных личностей в тех процессах, стали бывший многолетний Председатель Совета Министров Украины, ныне покойный О.П.Ляшко и писатель и политик В.О.Яворивский, в свое время, накануне пуска первого энергоблока ЧАЭС, опубликовал восторженно-приподнятое роман-хронику «Цепная реакция» о строителях первенца атомной энергетики Украины. После аварии на 4-м энергоблоке он же опубликовал роман «Мария с полынью в конце века», который оскорбил многих ликвидаторов аварии, работников станции. В дальнейшем он, по мнению О.П.Ляшка, почувствовал и использовал ситуацию и попал в волну настроений непосвященного и испуганной событиями на ЧАЭС народной массы [25]. Во всех публикациях 1991-92 гг, выполняя обязанности председателя комиссии Верховной Рады по вопросам Чернобыльской катастрофы уже в независимой Украине,

 

Яворивский пропагандировал мысль о неудовлетворительных действиях руководителей и ученых республики в ходе решения проблем, порожденных аварией [26], что при тщательном изучении этого вопроса оказалось необоснованным. Отсюда напрашивается вывод о необходимости детального исследования сложной ситуации, которая сложилась в связи со взрывом 4-м энергоблоке ЧАЭС, прежде чем делать категорические выводы и ложные заявления.

 

Другим примером разного видения причин аварии является ее понимание специалистом ядерной техники, документалист и публицистом Г.У.Медведевим и заместителем главного инженера ЧАЭС с эксплуатации А.С.Дятловим. В своем произведении «Чернобыльская тетрадь», широко распечатанном в 1989 г., в том числе и в Украине [27], г.В Медведев обвинял руководство области и самой атомной станции в некомпетентности и недобросовестном выполнении своих производственных обязанностей, оказалось в непринципиальности и снисходительности к разработчикам проекта, строителей, поставщиков оборудования и научного сопровождения и нетребовательности к комплектованию кадров эксплуатационников что, по его мнению, и стало причиной аварии.

 

Обвиняемый и приговорен к лишению свободы, А.С.Дятлов, освободившись из заключения, перед своей смертью успел опубликовать книгу [28], в которой, тщательно проанализировав каждое утверждение своего оппонента, показал, по его мнению, беспочвенность и ошибочность многих утверждений последнего, пытаясь защитить этой книгой честь и достоинство работников станции и лично свое.

 

Такие же принципиальные разногласия сложились в оценке медицинских последствий катастрофы: реальных и перспективных - между определенной группой медиков и радиобиологов и значительной частью специалистов-медиков, поддерживаемой широким общественным целом. Особенно ярко это противостояние демонстрируют публикации известного ученого Л.А.Ильина и известной журналистки Л Ковалевской, бывшей жительницы города энергетиков Припяти, что на своей личной судьбе ощутила последствия, в том числе и медицинские, трагедии 1986 [29].

 

Целом проблема видений Чернобыльской трагедии интеллигенцией советского периода и независимой Украины имеет много различных аспектов и требует для своего освещения значительного объема. Вне данного исследования осталась значительное количество различных форм проявлений этого видения представителей различных групп художественной, литературной, технической, научной интеллигенции, в частности историков Украины. Предварительный и далеко неполный анализ видений советской и украинской интеллигенцией Чернобыльской трагедии и их влияния на формирование объективного видения ее причин и последствий дает основания утверждать, что на эту проблему откликнулись представители всех групп научной, производственной и творческой интеллигенции. Однако вклад каждого из них представителей определялся его отношениями с политической системой, гражданским мужеством и сознанием. Можно понять появление в условиях СССР политически ангажированных материалов как дань времени и традициям, в которых находилось советское общество. Однако следует отметить, что со временем эти видения, находили свое отражение в различных публикациях, приобрели определенную объективности. При этом их изучение свидетельствует об отсутствии единого мнения по ряду спорных вопросов проблемы, требующей от ученых - специалистов атомной энергетики, радиационной медицины, биологии, экологии и т.п.. - Новые усилия в выяснении спорных вопросов. Огромный задел творческой интеллигенции - публицистика, прозаические и поэтические произведения - свидетельствует эмоциональное воздействие события на общество. Определился круг лиц, которые по разным причинам остро восприняли боль и горечь ситуации.

 

Накопление нового знания, что стало возможным, благодаря приобретению Украиной независимости, огромная эмоциональная и чисто исследовательская работа позволяет украинской интеллигенции трансформировать свое видение Чернобыльской трагедии и влиять соответствующим образом на ее восприятие обществом. Однако с сожалением приходится отмечать, что монополия на истину, которую имеет сейчас интеллигенция обслуживает властные структуры и влияет на принятие конкретных решений, исключает возможность учета этих структур альтернативных мнений, которых немало по различным вопросам проблемы.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии