Община объединяла свободных земледельцев, имела определенное количество пахотной земли и пастбищ. Своими размерами общины заметно отличались друг от друга: рядом с небольшим коллективом в 30 семей встречались
объединения в несколько тысяч семей. Каждая отдельная семья вела внутри общины самостоятельное хозяйство и платила установленные налоги. Часть работ общинники выполняли вместе: расчищали дороги, ухаживали за оросительными каналами, строили новые водоемы. Община регулировала не только хозяйственную жизнь своих членов. В ее обязанности входила организация взаимопомощи внутри общинного коллектива, защита прав общинников, наказание за мелкие преступления и даже устройства совместных праздников.
Кроме крестьян, к общине входили также ремесленники - кузнецы, гончары, плотники, которые обслуживали крестьянские нужды. За свой труд они получали от каждого общинника определенную часть его урожая. Соединение земледелия и ремесла позволяло общине самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, что стало одной из причин ее замкнутости.
Сначала все сельские дела рассматривались на общем собрании общинников, где также выбирали руководство - старосту и совет. Постепенно решающая роль в жизни общины перешла к старост. Но на должности их утверждала государственная власть, поэтому она все активнее вмешивалась в сельское самоуправление. Строгий контроль за деятельностью общин устанавливали также знатные землевладельцы, которым правители дарили целые деревни и даже области. При таких условиях, оставаясь лично свободными, общинные крестьяне попадали во все большую зависимость от государства и землевладельцев.
Наряду с общиной другой особенностью индийского общества был его деление на отдельные группы. С давних времен существовали четыре варны (сословия): брахманы - жрецы, учителя, ученые, кшатрии - воины, правители, знать; вайшьи - земледельцы, ремесленники, торговцы; шудры - зависимые люди, слуги. В основе деления общества на варны лежало убеждение, что каждый человек имеет свой долг и свой жизненный путь.
Постепенно внутри варн образовались мелкие группы населения - касты (род). Такое название им дали португальские мореплаватели, когда на рубеже XV-XVI вв. прибыли в Индию. Каста - это группа людей, которых объединяет одна профессия. Каждая каста занимает определенное место в обществе и четко отличает себя от других каст. Обычно кастовое положение соответствует благосостояния: чем выше каста, тем богаче. Некоторые касты считались «нетронутыми». Те, кто принадлежал к ним, выполняли «грязную» работу уборщиков, слуг и т.д.. Представителям высших каст не позволялось общаться с нетронутыми, которые иногда имели специальные знаки - свидетельство их низкого положения.
Принадлежность к касте определялась от рождения, поменять ее самовольно никто не имел права. Запрещалось переходить к другой касты, а также заключать браки между выходцами из разных каст. Правда, брак с мужчиной высшего жены положения не вызывало осуждение. Случались также случаи, когда несмотря кастовую систему человек мог изменить свое положение в обществе. Даже бывший слуга, став военачальником, знал, что его потомки будут принадлежать к высшей касте воинов. Вместе можно и скатиться вниз по ступенькам кастовой иерархии. Но в любом случае изгнания из касты означало для индийца суровое наказание.
Вхождение человека к той или иной касте определялось по типу одежды и манере его носить, по наличию или отсутствию определенных украшений, по типу прически, нарисованным на лбу знаком, характеру жилья, еды, посуды, а также за родовым именем. Выдать себя за члена другой касты было чрезвычайно трудно или просто невозможно. Количество каст постоянно менялась: одни исчезали, другие создавались (сегодня в Индии существует около трех тысяч каст).
Загрузка...