Средневековый Китай является родиной оригинальной и высокоразвитой культуры. Китайцы первыми изобрели бумагу и наладили простейшую форму книгопечатания. На специально обработанных деревянных досках они вырезали текст
заливали его специальной краской, а затем печатали на бумаге. Правда, существование множества (десятков тысяч) иероглифов очень усложняло процесс и ограничивало его возможности. Изобретение остался неизвестным вне Китая.
Глубокие разносторонние знания помогли китайским ученым сделать и другие важные открытия. Поместив в специальный деревянный ящичек магнитную стрелку, они изобрели компас. Это позволило китайцам осуществлять на своих больших кораблях дальние плавания по Тихому и Индийскому океанам. Астрономы хорошо знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предвидеть. Накопление огромных знаний заложило почву для создания китайскими учеными многотомных энциклопедий по истории, географии, медицины и искусства.
Необходимость сдавать экзамены при получении чиновничьей должности дала толчок открытию начальных и высших школ, способствовала увеличению числа образованных людей. Искусство для них считалось делом не менее важным, чем государственная служба. Поэтому китайские чиновники были одновременно поэтами, художниками, прекрасно владели искусством хорошего письма - каллиграфией. Многие из них принадлежали к членам основанной в X в. императорской Академии художеств.
«Золотым веком» китайской поэзии называют эпоху Тан, когда невиданного расцвета достигла литература. Лучшие поэтические произведения вышли из-под пера поэтов Ли Бо и Ду Фу. Новым явлением стало создание романа, прежде исторического. Еще в начале VIII в. в Китае начала выходить правительственная газета «Столичный вестник», работали крупные библиотеки.
Средневековый Китай много сделал для развития архитектуры. Большие китайские города выглядели настоящих крепостей, где существовали торговые, жилые, дворцовые и храмовые кварталы. Здания возводились из камня, дерева, мрамора и имели крыши с загнутыми углами. Такие сооружения приобретали торжественного и одновременно «летучего» вид, а необычная кровля хорошо защищала от дождя и яркого света. Крыши императорских дворцов и храмов обычно обивали золотыми листами.
В культурном и политической жизни Китая большую роль играли буддийские монастыри. Сначала (по индийским образцам) их вырубали в толще скал и украшали статуями Будды, которые порой достигали 15 м в высоту и вроде срастались с самой скалой. Позже стали строить деревянные буддийские храмы и высокие многоярусные башни - пагоды, где хранили религиозные реликвии. Внимательное отношение к природе и тонкое ее понимание помогали возводить храмовые сооружения в живописных уголках.
Главное место среди всех видов искусства занимал живопись. Китайские художники с необычайной точностью изображали сценки дворцовой жизни и городского быта, исторические события и детские игры. Большое внимание привлекал к себе мир животных и растений. Больше всего китайские художники любили пейзажи - картины природы, красоте которой они поклонялись. Пейзажи выполняли не из натуры, а по памяти так, как будто смотрели на них с высоты птичьего полета.
В Средневековье китайские художники писали свои произведения на шелковом или бумажном полотнище. К одному из его концов прикрепляли деревянный валик, а на него в виде свитка наматывали картину. Свитки хранили в драгоценных шкатулках и вынимали только для того, чтобы посмотреть.
Горизонтальные многометровые свитки развертывали на столе, постепенно вглядываясь в каждый эпизод. Вертикальные свитки вешали на стену, где их можно было вполне охватить взглядом.
Важную роль играли декоративные ремесла. Высоким мастерством и вкусом отличались фарфоровые изделия, резьба по слоновой кости и вышивка по шелку. Культура средневекового Китая оказала огромное влияние на соседние страны, стала бесценным вкладом в общую сокровищницу человеческих достижений.