Одним из существенных явлений в международных отношениях есть глубокая разница между уровнем жизни в развитых и слаборазвитых странах. Национальный доход на душу населения в США в 1964 составил 3320 долларов и
4372 доллара в 1968 Т »го же года в Франции он составил 2332 доллара в 1968 г., 2163 в Великобритании, 2144 в Германии, в Италии - 1344 и в Японии - 1326. А по сравнению с этими цифрами уровень национального дохода в Гаити, Парагвае, Пакистане был где-то между 60 и 80 долларами. Даже для стран в состоянии «взлета», таких как Мексика, национальный доход на душу населения не превышал 600 долларов в год. Рост дохода в промышленно странах происходит быстрее, чем у тех, которые еще нуждаются в индустриализации. Кроме того, одним из препятствий может быть высокая рождаемость, которая превышает 45 на каждые 1000 детей на Филиппинах, 40 на каждые 1000 в Алжире, тогда как в США она достигла 22-23 на 1000 после второй мировой войны и упала до 18 на 1000, а во Франции составляет около 16 на 1000. Гораздо выше и смертность в слаборазвитых странах. Средняя продолжительность жизни, на которую может надеяться индиец в пору своего рождения, составляет около 37 лет, тогда как для американца это - 70 лет. Правда, современная медицина достигла некоторых успехов, но рост населения, к которому эти успехи приводят, порой уменьшает осязаемость экономического роста. Итак, можно говорить о пролетарские нации, сосуществуют с нациями состоятельными.
Многие граждане в слаборазвитых странах считают колонизацию ответственным за свои горести, воспринимая как свое законное право помощь, которую оказывают им развитые страны. Такая позиция психологически понятна, однако мало чего стоит в сфере реальной жизни. На самом деле развитые страны предоставляют такую помощь только в том случае, когда это совпадает с их собственными интересами. Порой помощь бывает частная (инвестиции компаний, промышленных обществ или банков), время общественная (предоставляемая правительствами). Помощь может иметь форму ссудной или безвозмездной. В случае частной помощи главная забота инвесторов естественно заключается в рентабельности, тем временем политическая нестабильность, угроза социалистического режима, национализирует промышленность без реальной компенсации, грозит змарнуванням частных инвестиций. При общественной помощи национальный эгоизм заставляет государства связывать свою помощь с приобретением конкретных преимуществ - то политических, то экономических. Помощь предоставляется странам, у которых то видят политического сторонника, то надеются найти там покупателей товаров или поставщиков сырья. Апогей помощи приходится на 1958-1960 гг Впоследствии она резко уменьшилась.